Информация к новости
  • Просмотров: 4458
  • Автор: admin
  • Дата: 14-07-2014
14-07-2014

Рубрика: Страницы истории

 

Отец Валериан из Тобурдановки

протоиерей Валериан Тобурдановскийпротоиерей Валериан ТобурдановскийВ 1880 году большая семья Степана Цветкова, диакона церкви чувашского села Тобурдановка, пополнилась ещё одним мальчиком. Его назвали Валериан.

Через некоторое время его отец заболел чахоткой и умер, а за ним последовала и мать — не выдержав непосильных трудов по обеспечению семьи всем необходимым. Валериану тогда едва исполнилось шесть лет. Заботы о детях пришлось взять на свои плечи деду. Но несчастные сиротки вызывали в нём не только сострадание, но и раздражение. Когда орава ребятишек, помолившись перед едой, рассаживалась по лавкам, дед ставил в центр стола единственную миску с похлёбкой, в сердцах приговаривая: «Господи, за что мне наказание такой тяжкий крест нести». Каждый, по старшинству, соблюдая очерёдность, имел право зачерпнуть похлёбку своей ложкой. Маленький Валериан не всегда мог справиться с собой и нередко за нарушение очереди получал по лбу деревянной ложкой. Случалось, рассерженный дед выгонял его из-за стола, и Валера оставался голодным.

В один из летних дней наказанный мальчик в порыве отчаяния ушёл из дома. Ушёл, куда глаза глядят. Много пережил он во время своего странствия, но возвращаться домой не хотелось, — так велика была обида на деда. Наконец, голодный и вконец измученный Валериан набрёл на большое село, в центре которого виднелись купола церкви. Кое-как доковылял он до храма и упал без сил на церковных ступенях.

Под утро его обнаружил сторож, принёс в сторожку, привёл в чувство, накормил, обмыл и представил церковному совету. Оказалось, что Валериан не знал своей фамилии, — в родном селе их звали просто «диаконовы дети». Только и мог сказать, что он из Тобурдановки, отца звали Степаном и что отец его служил в церкви диаконом. Совет решил оставить Валеру при церкви, а фамилию ему дали Тобурдановский — по названию села, в котором родился. (О том, что он — Цветков, Валериан узнал гораздо позже, разыскав одного из братьев).

Стал Валера жить вместе со сторожем-бобылём, прислуживать в церкви и учиться в приходской школе. Он оказался весьма смышлёным, и, как лучший ученик, после окончания школы был направлен церковным советом в Казанскую духовную семинарию «на казённый кошт». Став семинаристом, Валериан сказал себе: «Надо учиться, коль дана такая возможность, закончить семинарию и получить приход». Эта цель стала заветной мечтой юноши. К учёбе Валериан относился с большим прилежанием, в своём выпуске был лучшим учеником, и совет семинарии решил направить его для продолжения обучения в Санкт-Петербургскую Духовную Академию — также за счёт государственной казны. Однако молодого человека, мечтавшего о службе на приходе, это не обрадовало, и решил он отказаться от предоставленной ему привилегии. Однако приход мог получить только священник, а чтобы принять сан, нужно было жениться. Но у Валериана невесты не было.

...В небольшом чувашском городе Ядрине жила семья священника Петра Разумовского. Жили они безбедно и ни в чём не отказывали единственной дочери — Зиночке. Но чахотка разрушила и эту семью. Осталась Зиночка круглой сиротой. Её опекуном стал друг Разумовских, занимавший должность проректора Казанской духовной семинарии. Он устроил Зину в Казанский пансион для детей-сирот духовенства. Это учреждение готовило будущих жён священников, а также давало им специальность учителя чистописания и словесности. Зина обладала красивым голосом, за что была прозвана Соловушкой. Учитель музыки научил её играть на скрипке и фортепиано. Закончив пансион, Зина осталась в нём воспитателем.

Опекун добросовестно относился к своим обязанностям и велел Зиночке каждый воскресный день приходить к нему с докладом о своих успехах. Во время одного из таких визитов девушка узнала, что её жених-семинарист направляется на учёбу в духовную академию (он поехал туда вместо отказавшегося Валериана), от чего очень расстроилась и расплакалась. Тогда опекун предложил ей: «Я познакомлю тебя с одним молодым, скромным человеком, таким же сиротой, как и ты. Он честный, порядочный, добрейшей души. Выходи за него, и будешь как за каменной стеной».

Через неделю состоялось знакомство Зины и Валериана. С первого взгляда он понравился ей, а она ему ещё больше. Вскоре состоялась свадьба. Опекун был доволен устройством судьбы Зиночки и подарил молодым фисгармонию.

Валериан был посвящён в сан и получил приход в селе Полянки, недалеко от Казани. А Зиночка стала педагогом чистописания и словесности в сельской школе, и одновременно руководила школьным хором. Жили они в доме с мезонином, к которому прилегал сад. Церкви принадлежал надел земли и пара лошадей со всеми принадлежностями. Отец Валериан распорядился поделить землю между двумя бедными семьями. К каждой семье он прикрепил по лошади, а в случае своей надобности запрягал их по очереди.

У отца Валериана и Зинаиды Петровны появились друзья — учителя и священнослужители. По большим праздникам они собирались в просторном доме Тобурдановских. Особенно широко праздновали Рождество Христово. Наряжалась ёлка, приглашались все дети села, им готовились подарки, их угощали конфетами и пирогами. Дом звенел радостными детскими голосами.

Вскоре в семье Тобурдановских появились и свои дети: сначала старшая дочь, Зоя, а через некоторое время и младшая, Галочка. С ними прибавилось и забот, и радостей. Но лихая година уже была на пороге...

Как-то раз поздно вечером отец Валериан в церкви готовился к совершению Литургии. Вдруг в дверь постучали. Открыв, священник увидел учителя, к которому он питал особое уважение.

— Отец Валериан, спрячьте меня, — стал умолять тот. — За мной гонится полиция!

Не долго думая, отец Валериан уложил учителя в Гроб Господень, накрыл крышкой, а сверху — Плащаницей. Тут явились полицейские. Учителя не нашли, но отца Валериана стали подозревать в покрывательстве вольнодумцев. Вскоре он был переведён на Кавказ, в Кахетию, в женский монастырь недалеко от города Сигнах.

Зинаида Петровна не прерывала связи со своим опекуном, по ходатайству которого вскоре о. Валериана перевели в Баку. Он стал служить в церкви, находящейся в рабочем районе города — Электротоке, а Зинаида Петровна преподавала в школе. Там же учились их дочери.

Когда революция 1917-го докатилась до Азербайджана, отца Валериана перевели в собор, находящийся в центре города. Зинаиду Петровну уволили из школы, и она стала регентом в соборе.

В один из дней пришёл в собор сотрудник НКВД и потребовал, чтобы отец Валериан подавал ему сведения, которые узнавал на исповеди. Священник категорически отказался нарушить тайну исповеди. Тогда ему предложили «убираться вон», и он перешёл в церковные сторожа. Зинаида Петровна, не долго думая, написала опекуну, который в то время был членом Синода. По его ходатайству, отец Валериан был переведён во Владикавказ, а затем в Нальчик, но везде служил недолго, так как вновь и вновь отказывался сотрудничать с представителями советской власти. После этого отец Валериан оказался в Георгиевске, а затем в станице Александрийской.

Молитвенный дом в станице Александрийской. 1960-1970-е годы.Молитвенный дом в станице Александрийской. 1960-1970-е годы.

Молитвенный дом в станице Александрийской. 1960-1970-е годы.

В это время уже шла Великая Отечественная война. Станица была оккупирована фашистами, которые приказали церковь закрыть. Однако прихожане чуть ли не каждый день ходили в немецкую комендатуру с просьбами разрешить богослужения. В конце концов, разрешение была получено, и отец Валериан возобновил службы. Но когда наша армия освободила станицу, он был осуждён на семь лет как предатель — за проведение богослужений на оккупированной территории. После этого Зинаида Петровна уехала в станицу Лысогорскую и в последующие годы служила в церкви псаломщицей, а жила в церковной сторожке.

Отец Валериан вернулся из сталинских лагерей живой, сильно постаревший — без зубов, седой и согнувшийся, но всё также преданный Богу и Церкви. Он был назначен настоятелем Пантелеимоновского молитвенного дома в Георгиевске, действовавшего до июня 1962 года и находившегося на углу улиц Ленинградской и Красной (ныне Гагарина).

Духовенство и прихожане Пантелеимоновского молитвенного дома г. Георгиевска.Духовенство и прихожане Пантелеимоновского молитвенного дома г. Георгиевска.

Духовенство и прихожане – у Пантелеимоновского молитвенного дома г. Георгиевска. На обороте фото указана дата: 22 июня 1956 г. (что может быть недостоверно, судя по одеждам людей). Сидят: архимандрит Исавр (Стрелков) и протоиерей Валериан Тобурдановский. Крайний слева мужчина в кепке – ктитор молитвенного дома Тит Петрович Черниговский. Рядом с ним, в белом платке, псаломщица инокиня Нимфодора (в миру Мария Ивановна, фамилию никто не помнит). Мужчина на заднем плане - Федор Сергеевич Петренко.

Духовенство и прихожане Пантелеимоновского молитвенного дома г. Георгиевска.Духовенство и прихожане Пантелеимоновского молитвенного дома г. Георгиевска.

Слева направо: диакон Петр Маркелов, протоиерей Валериан Тобурдановский, архимандрит Исавр (Стрелков), протоиерей Николай Лукьянов (преподаватель Ставропольской духовной семинарии, летом часто приезжал в Георгиевск), неизвестный прихожанин, Федор Петренко (стоит).

Отец Валериан из Тобурдановки

Духовенство и прихожане Пантелеимоновского молитвенного дома.

Недолго им с матушкой Зинаидой пришлось пожить вместе. 13 августа 1956 года, накануне праздника Преображения Господня, во время богослужения отец Валериан упал, потеряв сознание. На следующий день он скончался от упадка сердечной деятельности (св-во о смерти ДШ № 122690, выдано 15 августа 1956 г. бюро ЗАГС г. Георгиевска), прожив 76 лет.

Как раз тогда, впервые после долгих лет запрета, Георгиевский совет разрешил похороны по православному обряду, «с выносом». Похоронная процессия с хоругвями, во главе которой шли все священники Георгиевского района, двинулась из церкви в сторону кладбища. По дороге неоднократно останавливались и служили заупокойные литии. Погребение было совершено со всеми подобающими священнику почестями.

В ограде Пантелеимоновского молитвенного дома был устроен поминальный обед. Через сорок дней прихожане Георгиевска и верующие станицы Александрийской также собрались вместе, чтобы помянуть протоиерея Валериана.

Отец Валериан из Тобурдановки

Родственники у могилы протоиерея Валериана Тобурдановского в день его похорон. Справа от могильного креста сидит матушка Зинаида.

Отец Валериан из Тобурдановки

Духовенство и верующие у могилы протоиерея Валериана Тобурдановского,
предположительно, на 40-й день после смерти. За могильный крест рукой держится матушка Зинаида.

Матушка Зинаида отошла ко Господу 10 сентября 1965 года, на 84-м году жизни (св-во о смерти II ДШ № 095489, выдано 10 сентября 1965 г. исполкомом Георгиевского сельского совета трудящихся), и была похоронена рядом с отцом Валерианом. Священник Иларион Сорокин рассказывал что, последнее их земное пристанище находилось на том участке кладбища, где сегодня строится Кафедральный собор Георгиевской епархии.

Отец Валериан из Тобурдановки

Свидетельства о смерти отца Валериана и матушки Зинаиды.

Позже на могилах супругов Тобурдановских были установлены одинаковые каменные надгробья в виде четырёхгранных усечённых пирамид, выкрашенных синей краской, с небольшими металлическими крестами.

Но то ли солнце, мороз и ветер спустя годы уничтожили надписи на этих надгробьях, то ли памятные таблички, отлитые из металла, в конце ХХ века стали добычей вандалов — как и многие таблички с других могил этого кладбища... В общем, когда летом 2001 года началось устройство котлована под фундамент собора, все близлежащие «безымянные» надгробья снесли, а найденные останки перенесли в общую могилу. Но среди них признаков захоронения священника обнаружено не было. Вероятнее всего, могилы супругов Тобурдановских не попали в зону котлована. Может быть, ещё мы узнаем точное их местонахождение. Если же нет, — строящийся собор станет им памятником. А имена отца Валериана и матушки Зинаиды многие годы звучат на заупокойных ектеньях во время Божественной литургии в Георгиевском храме г. Георгиевска.

Подготовил диакон Владимир Шалманов.