Православный детский развивающий центр имени святого страстотерпца царевича Алексия

 

Лента новостей о деятельности Свято-Алексиевского ДРЦ

 

Православный детский развивающий центр имени святого страстотерпца царевича Алексия, действующий при храме святого благоверного великого князя Александра Невского села Прасковея, на протяжении нескольких лет является добрым подспорьем для родителей. Опытные педагоги помогают их малышам развить речь и мелкую моторику руки, обучают чтению, математике, логике и музыке, знакомят с окружающим миром и основами православной культуры. Центр расположен в самом людном месте села, на территории упомянутого храма, что очень удобно местным жителям.

Вкратце история создания Центра такова. В 2012 году, после завершения строительства храма святого благоверного князя Александра Невского, встал вопрос о закладке причтового дома с трапезной для прихожан. Проект был готов, но для его реализации не хватало финансов. Наконец, по милости Божией, в 2016-м году нашлись благодетели, пожелавшие помочь в возведении причтового дома с трапезной на 40 человек. Это генеральный директор ООО «Меридиан» города Будённовска, коренной прасковеец Валерий Александрович Каверин и почётный ктитор храма Борис Григорьевич Пахунов. Позже к ним подключились и другие меценаты. В феврале 2017 года, после возведения стен и успешного завершения кровельных работ, настоятель храма протоиерей Димитрий Морозов испросил у епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона благословение устроить в строящемся здании дошкольный развивающий центр. К концу лета того же года здание Свято-Алексиевского ДРЦ было практически готово к эксплуатации. 12 сентября епископ Гедеон в сослужении духовенства Свято-Крестовского округа совершил чин освящения нового дошкольного учреждения Георгиевской епархии, а также благословил педагогов и первых воспитанников на предстоящую учёбу. На следующий день начался полноценный учебный процесс.

В 2017-18-м учебном году Центр посещали 36 детей, в 2018-19-м — 53 ребенка.

Воспитанники Центра разделены на две возрастные группы. В младшей группе занимаются дети 5-6-летнего возраста, которых родители планируют отдать в школу через два года, а в старшей — дошкольники 6 и 7 лет, уже готовящиеся стать первоклассниками.

В Центре работают четыре педагога. Их подбор очень тщательно осуществлял настоятель Александро-Невского храма протоиерей Димитрий Морозов. Все они имеют высшее педагогическое образование и многолетний опыт работы с детьми.

Варвара Владимировна Марченко знакомит детей с окружающим миром и Основами православной культуры. Её педагогический стаж 29 лет, из которых 10 — в качестве помощника настоятеля храма по религиозному образованию и катехизации. Педагог старается прививать детям благоговейное отношение к храму и его святыням, почтение и любовь к родителям и другим людям, бережное отношение к окружающему миру — великому творению Господа. «Научить ребенка читать и писать — очень важно. Но намного важнее — научить его творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы», — считает Варвара Владимировна.

Галина Николаевна Плаксина, отличник народного просвещения (1987 г.), победитель национального проекта «Образование» (2007 г.), учитель высшей категории, имеет педагогический стаж 36 лет. Она проводит основные занятия с детьми младшей группы. По мнению Плаксиной, «педагогу надо видеть не глазами, а душой… Бесспорно, и это доказано практикой, чем лучше организм ребёнка готов ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее будет протекать процесс адаптации к школе».

Надежда Васильевна Юркова имеет педагогический стаж 30 лет, 10 из которых занимается подготовкой детей к школе. Она проводит основные занятия с детьми старшей группы. «На своих занятиях я выработала свой стиль общения с дошколятами: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем и требуем от них взрослого поведения. Я учусь уважать незнание и непонимание ребёнка, стараюсь найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения приказов. Ведь только так можно вырастить независимого, самостоятельного ученика и человека», — говорит педагог.

Елена Александровна Романенко — учитель высшей категории, без малого 20 лет проработала музыкальным руководителем в МДОУ д/с № 14 «Незабудка» села Прасковея. С радостью пришла в Свято-Алексиевский ДРЦ. Елена Александровна в совершенстве владеет современными технологиями, методиками, формами и средствами музыкального воспитания детей дошкольного возраста, грамотно и творчески применяет эти знания на практике. Основная задача, которую решает Елена Александровна на своих занятиях, — научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве. «Только прекрасное побуждает доброе», — эти слова выдающегося композитора, пианиста, педагога, общественного деятеля Д. Кабалевского педагог считает основным принципом в своей работе.

В программу подготовки дошкольников к поступлению в первый класс входят несколько обязательных дисциплин — обучение грамоте (чтению), развитие мелкой моторики рук (подготовка руки к письму), математика и логика. Работая с детьми по этим направлениям, специалисты Центра используют развивающие методики педагогов-новаторов Л. Петерсон, Н. Зайцева, Е. Колесниковой. Основы православной культуры, окружающий мир и музыка являются дополнительными дисциплинами, которые позволяют расширить кругозор ребёнка и привить ему любовь к прекрасному.

В начале каждого учебного года в Центре организуется логопедическое диагностирование вновь поступивших воспитанников, в котором дети участвуют по желанию родителей. По результатам обследования логопед рекомендует индивидуальные занятия.

Обучение грамоте (чтению) в младшей группе осуществляется по учебникам «Азбука» Олеси Жуковой. Это известный специалист по детскому развитию, автор многочисленных популярных учебных пособий. Ей удалось соединить традиционные методики с оригинальными авторскими находками. Красочные, яркие иллюстрации пособий и учебников вызывают у дошкольников неподдельный интерес, делают занятия простыми и увлекательными. Также используются методические пособия «По дороге к Азбуке» (авторы Р. Бунеев, Е. Бунеева, Т. Кислова), методические рекомендации для учителя «Образовательная система “Школа 2100”» (части 3 и 4) и Комплексная программа воспитания и развития дошкольников «Детский сад 2100».

Занятия в старшей группе ведутся по авторской программе, основанной на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Жуковой. Обучение ведётся по «Букварю» Н. Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Обучение чтению включает в себя три блока: подготовительный (добуквенный), буквенный и послебуквенный (заключительный).

К концу учебного года дети упражняются в чтении коротких и лёгких для их понимания рассказов, стихов, сказок, а также своими словами пересказывают прочитанное.

На занятиях по развитию мелкой моторики в младшей группе используются пособия М. Георгиевой «Пишем буквы по клеточкам и точкам». Занимательные задания с яркими иллюстрациями помогают развить у дошкольников навыки письма и превращают занятия в увлекательную игру. Этому способствуют и пособия «Расстегни и застегни пуговичку», сделанные руками родителей.

В старшей группе на занятиях используется рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» (автор С. Гаврина). Тетрадь содержит в себе разнообразные упражнения, включающие ориентировку на листе бумаги, дорисовку картинок и копирование узоров, раскрашивание, рисование дорожек различной конфигурации и рисование по клеткам, написание элементов букв. Эти задания призваны помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать начальные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе, развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие. Они также способствуют формированию терпения, усердия, усидчивости, желания учиться в школе.

На занятиях по математике используются рабочая тетрадь и методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет». Через систему увлекательных упражнений и игр дети знакомятся с числами и цифрами (от 0 до 10), расширяют познания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, учатся ориентироваться в пространстве.

Образовательная программа по математике для старшей группы направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития. Этому способствуют упражнения из рабочей тетради «Учимся считать» (автор С. Гаврина). Материал программы включает в себя блоки «Количество и счёт», «Величина», «Геометрические фигуры» и «Ориентировка во времени».

На занятиях используются раздаточный счётный и дидактический материал с математическим содержанием, а также стихи и задачи в стихах, загадки, считалки, пословицы, в которых присутствуют числа и различные исчисляемые понятия (часы и минуты, части суток, дни недели, времена года).

На занятиях в Центре используются несколько категорий игр и заданий, нацеленных на развитие у детей логического мышления. В их числе:

– графические игры, направленные на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму;

– математические игры и головоломки, нацеленные на приучение ребёнка к устному счёту, логике и абстрактному мышлению;

– речевые игры, которые способствуют развитию активного словарного запаса ребенка;

– головоломки и настольные игры, тренирующие последовательное и стратегическое мышление, укрепляющие умение ребёнка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.

При обучении также используется рабочая тетрадь Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление».

Программа «Основы православной культуры» построена по возрастному принципу (с учётом степени личностного и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста) и содержит следующие разделы:

– Ребенок и его окружение;

– Бог — Творец мира;

– Молитва — общение с Богом;

– Церковь — дом Божий;

– Священная история Ветхого Завета;

– Божьи Заповеди;

– Новый Завет — жизнь Иисуса Христа;

– Церковные праздники;

– Жития святых.

По традиции, воспитанники Центра вместе с педагогами участвуют в общей молитве, которая совершается перед началом занятий и после их окончания, а также до и после трапезы.

Образовательная деятельность по направлению «Музыка» осуществляется в соответствии с учётом образовательных программ «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, «Музыкальные шедевры» О. Радыновой и «Ритмическая мозаика» А. Бурениной, с использованием современных методов музыкального развития детей.

Для преподавателя музыки Елены Александровны Романенко каждый воспитанник — это личность со своим маршрутом достижения успеха. Поэтому, выбирая технологии, средства, формы и методы музыкального воспитания, она стремится развивать у ребёнка не только координацию слуха, голоса и движения, но и чувственное восприятие мира, выразительность интонации, палитру красок собственного голоса, радостное мироощущение.

Под руководством педагогов воспитанники активно участвуют в подготовке и проведении утренников, посвящённых Дню матери, празднику Светлого Христова Воскресения и окончанию обучения в Центре, а также — в Рождественском фестивале образовательных учреждений села Прасковея «Чудо в Вифлееме».

В здании Центра имеется 2 учебных класса. Занятия в них проходят в одну смену, 2 раза в неделю, по 2 часа — с 16-00 до 18-00. Такой график работы установлен, чтобы родителям было удобно приводить ребенка в Центр после посещения детского сада. Классы оборудованы столами-партами, у которых можно регулировать высоту, стульями, ЖК-телевизором, мультимедийной аппаратурой, школьными досками, а также развивающими пособиями — учебниками, плакатами с буквами и цифрами и др. Кроме этого, в каждом классе имеются ноутбук и фортепиано.

Учебные группы состоят из 5-6 детей младшего и среднего дошкольного возраста или из 11-12 старших дошкольников. Это количество считается оптимальным, так как позволяет педагогу уделить внимание каждому ребёнку и при этом дать детям опыт групповой работы на занятии.

Одно занятие длится 25 минут, с обязательной физминуткой. Таким образом, придя в Центр, ребёнок посещает 4 занятия.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека. Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни... Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному, — вы не достигли цели воспитания». Следуя этому принципу, педагоги Центра стремятся раскрыть в воспитанниках образ Божий, а также помочь родителям увидеть духовную составляющую образования и воспитания. В ненавязчивой форме родителям и детям предлагается посещать богослужения в храме, периодически участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия. Мамы учатся благословлять своих детей и молиться о них.

Устроители Центра верят и надеются, что их труды станут надёжным фундаментом личности человека грамотного и гармонично развитого, любящего Бога, Отечество и своего ближнего.

 

Лента новостей о деятельности Свято-Алексиевского ДРЦ