В 2015 году исполнилось пять лет со дня учреждения Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. О деятельности Комитета интернет-изданию «Добрые люди» рассказал его председатель митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
- Владыка, благословите! Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за то, что нашли время для беседы. Ваш отец, дед и прадед по линии отца были священниками. Было ли это главной причиной того, что Вы решили пойти по стопам своих предков, или было что-то иное, что побудило Вас встать на путь священства?
- Бог благословит. Мои родные по отцовской и материнской линии были людьми глубоко религиозными. Они избрали служение Богу, были рукоположены в священники, и приняли все испытания, например, как дед по отцовской ветви, который пережил репрессии советского периода.
Мои старшие братья стали священнослужителями, и я, в том числе по их примеру очень рано ощутил Божие призвание. Окончание учебы в духовных школах совпало с этапом радикальных перемен в нашей стране. Было очень непросто и светским людям, и нам, верующим людям, и самой Церкви, перед которой открывались немыслимые ранее возможности. Церковь и общество остро нуждались в духовной поддержке и попечении. Любовь к Богу, к богослужениям, огромное желание служить Ему всю свою жизнь побудили меня к принятию пострига и священного сана.
- 5 марта 2010 года решением Священного Синода был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Чем было вызвано это решение Русской Православной Церкви?
- В свое время вопросы взаимодействия с казачеством находились в ведении Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Затем по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла появилась отдельная структура – Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.
Казаки сегодня – это весьма организованная часть общества. Они всегда были православными. Образно говоря, казачество – исторически и духовно сложившееся православное рыцарство. Самое главное, что большая их часть называет себя православными. Как только в 90-е годы XX века появились первые казачьи организации, они сразу стали приглашать священников для духовного окормления. И Круг, по правилам казачьим, не может проходить без присутствия и благословения священника. По казачьим правилам, если во время споров на Круге, которые уже переходят границы порядочности, священник встает, все замолкают. Если он уходит, Круг прекращает свою деятельность, он нелегитимен …
Не раз обращались казаки к Святейшему Патриарху, в Священный Синод, к правящим архиереям с просьбой создать такой общецерковный орган, который бы непосредственно занимался духовным окормлением казачества. И вот решением Священного Синода 5 марта 2010 года был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Главной его целью и задачей является координация вопросов воцерковления казаков и духовной помощи им, взаимодействия с казачеством на духовном, церковном уровне во всех епархиях.
Сегодня, спустя пять лет, создан банк данных, составлены списки священников, окормляющих каждую казачью организацию – реестровую, общественную, а также образовательную, если это кадетский казачий корпус или казачий класс. В 130 епархиях Русской Православной Церкви созданы отделы по взаимодействию с казачеством. Всего вместе с 11 войсковыми священниками несут свое послушание по всей России более тысячи казачьих духовников. Нами разработаны и утверждены Святейшим Патриархом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви такие документы и методические материалы, как Устав православного казака, Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах, Примерное соглашение отдельского казачьего общества и прихода Русской Православной Церкви, Сборник чинопоследований для казачьих обществ, Молитвослов православного казака и т.д.
Буквально в эти дни пишется Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества. Эти документы получили поддержку Совета при Президенте по делам казачества и были направлены нами в епархии и казачьи общества. Мы работаем по программе духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах. Вопросами взаимодействия казачества с Церковью и их духовного окормления Синодальный комитет занимается, и будет заниматься по многочисленным и постоянным просьбам самих казаков.
- Объясните, пожалуйста, почему так важно воцерковление казачества?
- Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были – «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная форма – с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно христианской жизни.
В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.
Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке.
Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без веры – не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.
Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.
- Расскажите о проектах по возрождению казачества, которые осуществляются Синодальным комитетом?
- Казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло и защищало окраины страны. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Поэтому не случайно, к примеру, межрегиональный проект, который реализуется совместными усилиями Совета при Президенте РФ по делам казачества, правительства Москвы, Синодального комитета по взаимодействию с казачеством называется «Казачьи рубежи России» и признан бессрочным. Проект объединил 8 субъектов Российской Федерации. Храмы уже построены в Ставропольском, Алтайском, Камчатском краях, а также в Астраханской, Волгоградской, Белгородской, Омской и Ростовской областях.
Отрадно, что растет количество епархиальных отделов по работе с казачеством. Подчеркиваю, сегодня их 130! Это колоссальная помощь на местах только в реализации одного этого проекта. Конечно, если есть поддержка региональных властей, казаков и местных жителей. А она сегодня есть. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что взаимодействие Церкви и казачества принимает все более адресный, точечный характер. Так мы достигаем целей, поставленных перед нами Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом - воцерковление казачества и налаживание эффективной системы взаимодействия между Церковью и казачьими обществами и объединениями.
Поэтому Синодальный комитет и я, как его Председатель, вижу ближайшее будущее новых храмов, возведенных, как говорили в старину, «об един день», в окружении благоустроенных парков, детских игровых зон, спортивных площадок. Так мы привлечем немало сограждан, в том числе подрастающее, молодое наше племя. Важно, чтобы с раннего возраста наши граждане наблюдали примеры воцерковления, жизнь своих же земляков с Богом в сердце. И от нас с вами зависит, чтобы строительство храмов происходило в тех местах, где люди ждут церковь, в которой возможно молитвенное общение с Богом. Все это будет способствовать большему благоразумию, терпению, смирению в наших людях, а святость брака перестанет быть примером старины далекой.
Синодальный комитет ежегодно участвует в Международных Рождественских образовательных чтениях, организуя свое направление – Международную научно-практическую конференцию «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества». Ежегодно обновляется и дополняется ее программа; мы включаем новые тематические секции. В 2016 году, помимо пленарного заседания и 5 секций, мы подготовим диалог-клуб для обмена опытом духовников, окормляющих образовательные организации с казачьим компонентом.
Кроме того, Синодальный комитет проводит выездные информационно-обучающие семинары для войсковых священников и казачьих духовников в епархиях РПЦ, семинары «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков для преподавателей и духовников казачьих классов, школ и корпусов в регионах РФ. Последние два года мы очень продуктивно взаимодействуем с Российским государственным архивом социально-политической истории. Например, в 2013 году в Центральном выставочном зале «Манеж» провели круглый стол: «Казачество: служение Богу, Отечеству, народу», в 2014 году - конференцию и выставку архивных документов по теме политики расказачивания в 20-30-ые годы ХХ века и недавно – научную конференцию «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество». Последний форум собрал 241 участника, включая 46 руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством и 61 представителя из 50 епархий Русской Православной Церкви.
В быт народа все заметнее возвращается чествование православных праздников, православных традиций. Церковь сегодня возвышает свой голос на поприще нравственного укрепления нации.
- От чего зависит качество работы по воцерковлению духовенства, окормляющего как российское казачество, так и казаков, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья?
- От духовного горения, как священников, так и самих казаков. От желания жить одной общинной жизнью. Это сложный труд. Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел. Значит необходимо введение спецкурсов в учебные планы духовных семинарий в «казачьих» регионах, а также требуется более глубокая, чем существует сегодня, миссионерско-катехизаторская работа для представителей казачества.
Например, в Ставропольской епархии такие спецкурсы введены. Вопрос: почему это так важно? Потому что предназначение человека состоит в том, чтобы всегда быть с Богом. Священник, разъясняя вероучительные истины, Священное Писание и приобщая к Таинствам Церкви, помогает постигающим азы воцерковления как бы заново переживать собственное духовное рождение. Даже будучи невоцерковленными, люди начинают сердцем чувствовать эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознавать, что из храма он выходит каждый раз более радостным, спокойным, уверенным и сильным. Потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.
Кто, если не казаки в отечественной истории, своим жизненным и религиозным долгом почитали защиту Церкви - носительницы тысячелетнего нравственного идеала нашего общества? И сегодня славное казачество, расселенное в ареале Русского мира, способно подтвердить верность евангельским заповедям, солидаризировать Божиим словом и делом общество, уставшее от кощунников и провокаторов.
В этой связи чрезвычайно важна поддержка средств массовой информации – светских и православных – любым конструктивным действиям, направленным на развитие культурно-исторических и духовно-нравственных основ как самого казачества в России, так и казачества, проживающего за пределами Российской Федерации. Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и я убеждаемся в верности этой мысли во время своих зарубежных поездок, в частности, во Францию, на греческий остров Лемнос, где принимали участие в XI «Русских днях». Кроме того, в октябре прошлого года мы побывали в Германии, где вместе с представителями Россотрудничества, Берлинской и Германской епархии провели ряд встреч с казаками и священнослужителями, духовно их окормляющими.
Запомнились встречи с послом Российской Федерации в ФРГ Владимиром Грининым, мероприятия в Русском доме науки и культуры в Берлине, совместные Богослужения, посещение памятных и священных для казачества мест, а также казачья станица «Ганноверская», встречи с казаками в Дюссельдорфе, Бонне и Кельне.
Во Франции, где мы уже бывали неоднократно, в конце апреля этого года была подготовлена очень содержательная программа. Это молебное пение по случаю открытия казачьего праздника «Донские казаки в Париже», презентация Посольской казачьей станицы, участие делегации Синодального комитета в круглом столе по вопросам экономического и делового сотрудничества совместно с Торговым представительством РФ во Франции, а также проведение круглого стола с потомками донских казаков. Затем под сводами католического собора святого Людовика при Доме Инвалидов члены нашей делегации молились за поминальным богослужением по представителям российской августейшей фамилии - у гроба великого князя Николая Романова и великой княгини Анастасии Черногорской. Их останки в конце апреля были перевезены в Москву.
Мы развиваем контакты с казаками республики Беларусь, Чехии и Словакии, Сербии и Болгарии.
Нам хорошо известны особенности соработничества потомков казаков и священнослужителей Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и РПЦЗ в Австралии. Мои помощники вместе с представителями Россотрудничества участвовали в мероприятиях по поддержке русского языка, культуры и духовных традиций в среде русскоязычного населения казачьих станиц. К сожалению, мало кому известно, что на территории Австралии, при православных храмах, созданы 34 школы, где дети, никогда не посещавшие Россию, родившиеся в разных странах, но являющиеся русскими по своим корням, получают знания по русскому языку, русской литературе, Закону Божию, географии и истории России. Все это помогает им сохранять православную веру, русскую культуру, традиционный бытовой уклад.
В ходе поездки состоялись семинары для директоров и учителей русских школ, круглый стол по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи на основе культурно-исторических традиций российского казачества. Ответственный секретарь Синодального комитета, иерей Тимофей Чайкин пригласил казаков на беседу, посвященную истокам и современному развитию духовных традиций российского казачества.
Я планирую до конца года посетить Митрополичий округ Русской Православной Церкви республики Казахстан и Бишкекскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа.
Словом, казаки желают сохранять свою национальную идентичность, стремятся к объединению вокруг Русской Православной Церкви, хотят чувствовать нашу поддержку, и мы, невзирая на расстояния, всей своей внутренней силой устремлены возобновлять и развивать нашу историческую связь, исполняя тем самым свое послушание и волю Божию.
- Не могу не спросить Вас, какова, на Ваш взгляд, роль Русской Православной Церкви в жизни сегодняшней России?
- Роль Русской Православной Церкви является определяющей для нашего народа и государства, как и сам факт крещения Руси. Наш многонациональный народ и государство стали такими благодаря принятию христианства. Иначе это была бы другая история.
Церковь в России – это старейший общественный институт. Церковь объединяет всех верующих людей, исповедующих православие; идет навстречу каждому сердцу, страдающему и пытающемуся найти нравственную опору в жизни. И Церковь, причем ненавязчиво, направляет на единственно верный нравственный путь; она была и есть место духовного спасения человека.
Какие же главные христианские черты вобрал в себя русский народ и воплотил в государство. Православие несет в себе объединяющее начало, только оно смогло сплотить, объединить, примирить бывших язычников, более двухсот народов, с их разными религиями и традициями. Христианство, с одной стороны, наднационально, с другой, - призывает свято хранить добрые традиции, те, которые воспитывают человека, семью, народ. Христианство с подлинной моралью и библейским пониманием и почитанием семьи создало тот облик русского народа, который многократно описан исследователями и классиками литературы.
Мы знаем, что в Западной Европе продают храмы с молотка, а мы в современной России их строим и восстанавливаем… Сегодня дорога к храму открыта всем. И казаки, и чиновничество, люди рабочих профессий и интеллигенция молитвенно переживают боль греховного мира, обращаясь к Богу за покровительством и наставлением. И получив его в храме, они исправляются сами и ведут за собой других. Как говорил Серафим Саровский, «стяжи Духа святаго и вокруг тебя спасутся тысячи». Все это свидетельство изменения людского сознания, плоды упорных трудов наших за последние два десятилетия, когда мы пытались сохранить родное Отечество от развала. Вслед за казаками - великими сынами России мы можем сказать: Россия будет великой, если беречь свою землю и Православную веру.
Православие воспитывало и воспитывает патриотов, следуя словам Христа о том, что нет больше той любви, как только отдать жизнь за близких своих. Наконец, с принятием христианства, Русь вошла в семью христианских народов и государств, особенно Византии, что определило наследие великой культуры данных государств.
- В напряженном графике удается выкроить личное время? Чем Вы увлекаетесь в свободное время?
- Свободного времени немного. Но в минуты отдыха люблю почитать - обратиться к исторической литературе, в том числе интересуюсь книгами о казачестве. Кроме этого, мне интересно церковно-певческое наследие. Это духовные песни и канты, казачьи песни, богослужебные произведения. Понравившиеся вещи я рекомендую к исполнению на богослужениях и концертах хоровой музыки.
Коллекционирую колокольчики самых разных видов. Мечтаю поехать на рыбалку, но пока на это нет времени.
Вахтанг ЯКОБИДЗЕ
Метки к статье: митрополит Кирилл, казачество