Информация к новости
31-08-2015

Рубрика: Новости » Новости отдела по взаимодействию с казачеством

 

День Донской иконы Божией Матери - праздник православного казачества

Пять лет назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил День Донской иконы Божьей Матери (1 сентября по новому стилю) главным праздником православного казачества. В этот день в храмах Георгиевской епархии духовники казачьих обществ совершат праздничные богослужения.

Ниже публикуется поздравление председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла с Днем Донской иконы Божией Матери войсковым священникам, атаманам и казакам, а также небольшой рассказ об истории этого чудотворного образа.

Поздравление

председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством,

митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла

с Днем Донской иконы Божией Матери

войсковым священникам, атаманам и казакам

 

Досточтимые отцы! Господа атаманы! Братья казаки!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил день Донской иконы Божией Матери Днем православного казачества.

Ежегодно 1 сентября в Москву, в Донской ставропигиальный мужской монастырь — место ратной славы воинского братства стекаются сотни верующих. Помимо священников, это атаманы, казаки, благотворители, представители органов государственной власти, жители Москвы, других регионов, а также зарубежные гости, — все те, кому дорог славный путь честного казачества, кто чтит в себе «казачью» родовую принадлежность, независимо от места проживания, и кто хочет коленнопреклоненно поблагодарить за посылаемые милости покровительницу Святой Руси — Пресвятую Богородицу.

По традиции в этот день совершается праздничная литургия, которую возглавляет Святейший Патриарх. Вместе с казаками за богослужением молятся войсковые священники, казачьи духовники, братия Донской обители. Этот момент поистине духовного преображения можно проиллюстрировать призывом преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся».

Чудотворный образ Донской иконы Божией Матери занимает особое место в истории нашего государства, христианской иконографии, убранстве многих православных храмов. По основной версии, Донские казаки, пришедшие на помощь православному воинству и передавшие в дар чудотворный образ пресвятой Богородицы великому князю Димитрию накануне Куликовской битвы, навеки связали себя общей судьбой с горячо любимым Отечеством и верой Православной. Донская икона не раз являлась заступницей и покровительницей православных людей. Это воинская святыня, и в одном ее названии сосредоточена огромная духовная мощь, подлинная национальная сила и для казаков, и для других наших сограждан. Это творение нашей культуры, свидетельствующее о вечной правде и присутствии благодати в нашем мире.

Сегодня перед казачеством стоят большие задачи по укреплению Отечества: оказание помощи различным структурам государственной власти. Например, в соблюдении правопорядка на улицах и дорогах страны, правил экологической и противопожарной безопасности, в противодействии наркобизнесу и экстремизму. При этом казачество — одна из самых активных и последовательных в своей православной позиции социальных групп современного общества. Казаки и сегодня радеют на русской ниве, понимая свое служение как «долг, завещанный от Бога».

В преддверии дня Донской иконы Божией Матери, который в новейшей истории стал общероссийским праздником, было бы полезно поразмышлять о природе часто упоминаемого понятия «патриотизм». Ее основу питают порой бессознательные чувства любви к месту рождения, построенному своими руками дому, взрослеющим на глазах детях. Вникая в исторические сюжеты, когда наши предки, отринув соображения сиюминутных выгод и невыгод, шли под сабельные удары и сбивали часто превосходящие по численности прикрытые пехотой конные бригады неприятеля, начинаешь переживать особое чувствование своей страны, своего народа и земли. Она одна у нас — Россия, это родная страна со златоглавыми храмами и судьбами простых русских людей. Их нелегкая вне времени жизнь проникнута духом Христовым, согрета теплой и глубокой верой, усилена пониманием совести как указателем на то, «что право и что неправо, что угодно Богу и что не угодно». История славного казачества с его вдохновенными подвигами и православным благочестием обжигает потомков духовной мощью, удалью, неутомимым старанием и храбростью; эта летопись становится так же дорога как собственная судьба и судьба любимых тобой людей. Богом определено сберечь и приумножить многообразные деятельные приношения казачества во славу Церкви и Отчества. Это, по-моему, и есть патриотизм.

В этот знаменательный день от всей души желаю всем вам, дорогие братья-казаки, и вашим близким крепости душевных и телесных сил, благодатного содействия Божия в ваших трудах во славу нашей Родины.

Да будут ваши жертвы благоприятны перед Богом.

* * *

День Донской иконы Божией Матери - праздник православного казачестваПразднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380 г.

Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. Икона, принесенная в дар великому князю донским войском в память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собою в Москву эту святую икону.

Другой случай заступничества Богоматери имел место уже в царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича. Когда в 1591 г. крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, благоверный царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. После обновления монастыря в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершается ежегодный крестный ход из Кремля.

Известны две древние иконы Донские, которые датируются концом XIV в.: одна - большая, работы Феофана Грека, с изображением Успения на обороте, бывшая до 50-х годов XVI в. в Успенском соборе г. Коломны и перенесенная затем в Благовещенский собор Московского кремля; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву прп. Сергием Радонежским.

В 1668 г. Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы пребывают ныне в стенах Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы. С начала 90-х каждый год в день празднования чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы привозится на поклонение из Третьяковской галереи в Донской монастырь.

Пресс-служба Георгиевской епархии.

 

Метки к статье: праздники, казачество, Патриарх Кирилл, митрополит Кирилл