15 октября в духовно-просветительском центре «Ковчег» г. Зеленокумска прошёл круглый стол «Миссия на приходе» — итоговое мероприятие работы миссионерской секции III Епархиальных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность». В работе круглого стола приняли участие помощники благочинных по миссионерскому служению, приходские миссионеры и катехизаторы, а также свечницы и служащие храмов Зеленокумского, Свято-Крестовского и Нефтекумского благочиний.
После общей молитвы участники круглого стола обсудили формы миссионерской работы на приходах. Собравшимся были представлены окончательные результаты социологического опроса, который был проведён епархиальным миссионерским отделом в крупнейших городах Георгиевской епархии. По этим результатам можно судить о степени воцерковленности населения Георгиевской епархии. По результатам опроса можно получить представление об основных проблемах, которые возникающих на пути людей, обращающихся к церковной жизни, и постараться преодолеть их.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
В социологическом опросе приняли участие 352 респондента. 67% из них знают, как зовут приходского священника в ближайшем храме. Остальные 33% — не знают.
В случае затруднений из-за незнания церковных правил и традиций 27% опрошенных обращаются к священнику, ещё 27% — к свечнице, 30% — к знакомому прихожанину, и лишь 12% — к первому попавшемуся человеку.
11% респондентов причащались неделю назад, 16% — месяц назад, 15% — полгода назад, 12% — год назад. Не помнят, когда причащались, 46% из числа опрошенных.
Верующим себя считают 63% опрошенных, достаточно религиозными и истинно верующими, соответственно, 10% и 12%. Остальные отнесли себя к категориям малорелигиозных (10%) и нерелигиозных (5%) людей.
21% опрошенных посещают на приходе занятия, позволяющие лучше изучить православную веру, 56% ничего не слышали о таких занятиях. Остальным 23% не захотели посещать такие занятия, хотя им предлагали.
45% респондентов признались, что им предлагали посещать неправославные религиозные собрания и проходить там обучение вере, но они отказались. Ещё 46% отметили, что им ничего такого не предлагали. 9% посещали такие собрания.
Половина опрошенных (50%) считает, что обязательно ходить в храм, чтобы считать себя православным христианином. Ещё 25% полагают, что ходить в храм не обязательно, но многим это помогает. Остальные уверены, что храм и богослужение не нужны, ибо Богу можно молиться и дома.
80% участников опроса считают, что преподавание их детям в школе Основ православной культуры было бы полезным. Тех, кто возражает против преподавания в школах ОПК, среди респондентов оказалось лишь 10%. Ещё 10% составили те, кому безразлична эта тема.
«Если бы перед Вами стоял выбор веры, какую бы религию из известных Вам, Вы бы выбрали для русского народа?» 93% ответили на этот вопрос, выбрав православие. Из оставшихся один человек выбрали католицизм, двое — протестантизм, трое — ислам, семеро — буддизм, и ещё семеро не определились со своим выбором веры.
Особое внимание было уделено свечницам и служащим храмов — тем, кто зачастую первым встречает в храмах приходящих туда людей и отвечает на их вопросы. Во многих случаях именно то, как человек был встречен в храме и насколько адекватную консультацию получил, определяет его дальнейшее отношение и к Церкви в целом, и к данному конкретному храму, и к дальнейшему духовному становлению и развитию этого человека. Поэтому свечницы и служащие храмов должны обладать некоторой суммой знаний о вере православных христиан, о Церкви, о богослужении и т. п. Умение сделать обзор имеющейся в свечной лавке литературы, пересказать историю храма и провести по нему экскурсию, знакомство с житиями и иконографией наиболее почитаемых православных святых, — всё это могло бы войти в учебный план курсов подготовки и повышения квалификации свечниц, а также других храмовых служащих. Участники круглого стола решили разработать специальное учебно-методическое пособие для мирян, принимающих активное участие в жизни храмов юго-востока Ставрополья. Такая брошюра с наиболее распространёнными вопросами и ответами на них могла бы стать существенным подспорьем в деле повышения квалификации ближайших помощников священника на приходе.
Удачной и полезной формой приходской миссионерской и духовно-просветительской работы признаны стенды, размещаемые в притворе храма или у «свечного ящика». На этих стендах могут быть размещены различные информационные листки, например: «Для чего мне нужен храм, если Бог у меня в душе?», «Можно ли спастись без Христа?», «Об основах православной веры» и многие другие полезные материалы. Давая эти рекомендации, руководитель епархиального миссионерского отдела иерей Роман Квитченко раздал всем желающим миссионерские листки на различные темы.
«Трансерфинг как подмена реальности» — так звучала тема доклада помощника по миссионерскому служению Благодарненского округа иерея Сергия Козачка. Священник говоря об этой одной из новых псевдорелигий, отметил, что она особенно распространена среди псевдоинтеллектуалов, увлекающихся эзотерикой, различными тренингами по обогащению, лидерству, достижению успеха и т. д. Опасность трансерфинга заключается в отказе его последователей от реальных дел в пользу мечтаний о конкретных желаемых благах и достижениях.
В завершение работы секции, участники круглого стола приняли итоговый документ, в который были включены все основные направления миссионерской деятельности на приходах Епархии.
Докладчики ответили на вопросы присутствующих, а затем участники круглого стола перешли в гостиную Духовного центра, где Петропавловский приход г. Зеленокумска организовал для них обед. Там их деловое общение продолжилось в неофициальной обстановке.
Круглый стол, как и задумывали организаторы, стал практическим мероприятием, на котором состоялся обмен опытом и были распространены материалы в помощь всем, кто работает над усовершенствованием приходской миссионерской деятельности.
Анна Квитченко.
Метки к статье: Зеленокумск, миссионерство, Рождественские чтения