«Мне больно, я очень хочу жить!»
8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности, а заголовок материала, посвящённый ему, совсем не праздничный. Это последний возглас малыша, убитого во время аборта во чреве родной матери. А он хотел быть любимым, надеялся стать членом большой и дружной семьи, он уже собирался увидеть Богом сотворенный мир, вдохнуть его воздух и закричать, оповещая всех о своем рождении. Не получилось...
Гадкая картина? Не спорим...
Наверное, у многих из вас, уважаемые читатели, есть друзья, знакомые, супружеские пары, которым долгое время, при огромном к тому желании, не удаётся обзавестись ребёнком. Вроде бы и объективных причин нет, а вот не получается, и всё тут. Обив пороги всевозможных медицинских учреждений, истратив уйму денег, женщины готовы уже на всё, чтобы исполнилась их заветная мечта - стать матерью.
Можно только догадываться, через какие душевные страдания проходит женщина, какие непростые взаимоотношения складываются в тот период в семье. Мы таким людям сочувствуем, понимаем их и вместе с ними молимся Господу, прося Его даровать малыша ждущим его родителям. И вместе с ними радуемся, когда происходит чудо, и на свет появляется маленький человечек. Ну, а если нет, верующий человек скажет: «На все воля Божия!» Он не будет терять надежду, будет ждать и надеяться.
Между тем в России каждый день больше 20 тысяч женщин обращаются к медикам (в лучшем случае), чтобы сделать аборт и избавиться от плода (читай - Богом дарованного ребёнка). Признавая, что аборт является страшным грехом и узаконенным преступлением, мы соглашаемся с тем, что в повседневной жизни нас окружают многочисленные «убийцы в юбках», многие из которых являются рецидивистами. Под маской их милых улыбок скрываются физиономии душегубок, пытающихся ценой жизни своих крох обеспечить себе мнимое благополучие и спокойствие.
Рядом с ними ещё подельники - люди прячущие свои лица за стерильными масками. Вместо бит, кастетов и финок в руках у них пулевые щипцы, расширители Гегара и наборы кюреток, с которых капает кровь невинных маленьких жертв.
Гадкая получилась картина?! Не спорю. А как ещё достучаться до умов и сердец особей женского пола, не ведающих, что творят. Как сделать так, чтобы в обществе аборт перестал быть нормой, чтобы его не то что делать, но и говорить о нем было бы стыдно, а термин «искусственное прерывание беременности» не вводил бы в заблуждение и не снижал бы степень вины? Аборт, какими бы его умными словами не называли, был и остаётся убийством.
«Тот, кто будет человеком, уже человек»
Уразумейте, родители, что жизнь человека начинается уже с момента его зачатия! Через 18 дней после зачатия в утробе будущей матери начинает биться маленькое сердце, а ещё через три дня запускается его собственная система кровообращения. В 42 дня у вашей дочери или сына уже есть руки, ноги, нос, глаза, уши. Да и уместно ли здесь говорить о сроках? Святитель Василий Великий пишет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». А Тертуллиан ещё на рубеже II и III веков утверждал, что «тот, кто будет человеком, уже человек».
Церковь всегда была против абортов. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», - писал апологет II века Афинагор.
«Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включённых в Книгу правил Православной Церкви.
Обо всём этом говорится в одной из глав Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви, посвящённой проблемам биоэтики.
Широкое распространение и всяческое оправдание абортов Русская Православная Церковь рассматривает как одну из значительных угроз человечеству и несомненный признак его моральной деградации. С инициативами противодействия абортам неоднократно выступал Святейший Патриарх Кирилл. Так, на Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе в январе 2015 года он высказал предложение о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования. Это же предложение прозвучало из уст Предстоятеля Русской Церкви во время обращения к членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ в начале текущего года:
- Церковь продолжает призывать к выведению абортов из системы обязательного медицинского страхования, к исключению из свободной продажи химических абортивных средств, к проведению обязательных консультаций женщины, обратившейся с просьбой сделать аборт, с психологом, призванным не просто поговорить с женщиной, но и постараться отговорить её от этого рокового шага.<…> Напомню, что право на жизнь, гарантированное Конституцией России, должно подразумевать её защиту с момента зачатия. Любые формы посягательства на жизнь человека, в том числе аборт, являются нарушением этого правила. <…> Право нерождённого человека на жизнь защищается конституциями ряда стран. Надеюсь, что и мы, наконец, найдём путь разрешения этой проблемы, сколько бы ни пришлось трудиться над взаимоприемлемыми формулировками.
Говорим и делаем
В Георгиевской епархии по благословению епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона работе по профилактике абортов и популяризации семейных ценностей уделяется немалое внимание. На протяжении последних лет духовенство и миряне неоднократно проводили сами и участвовали в различных мероприятиях, призванных привлечь внимание общественности к проблеме статуса процедуры аборта. Это, например, Всероссийские акции по сбору подписей в поддержку законопроекта о запрете абортов в рамках движения «ЗА» – запрет абортов» и «В защиту жизни... STOP-аборт», сопровождавшиеся распространением листовок и плакатов с призывами отказываться от прерывания беременности. Это встреча священника Александра Добренко и представительницы Всероссийского общественного движения «За жизнь» Натальи Булгаковой с медперсоналом и посетителями женской консультации города Георгиевска. Это разъяснительные беседы со старшими школьниками и студентами городов Георгиевска, Зеленокумска, села Прасковея, в ходе которых также обсуждались многие вопросы семейной жизни, в том числе приводящие к появлению желания избавиться от будущего ребёнка.
Церковь, осуждая аборты, всячески поощряет и отмечает женщин, не единожды решивших стать матерью, сознательно берущих на себя заботы по воспитанию ребенка. Примером может служить событие, произошедшее весной прошлого года, когда в день святых жен-мироносец, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, в соответствии с решением Епархиального совета, наградил жен священников, имеющих пятерых и более детей, епархиальными медалями святого великомученика Георгия Победоносца. Тогда ее обладателями стали 11 многодетных матушек. Материнские заслуги троих из них отмечены наградой и в этом году.
Важной и очень эффективной составляющей антиабортной деятельности являются свидетельства многодетных родителей о своей жизни, о семейном счастье и об отношении к проблеме абортов. Особое значение имеет слово людей, которые силой своей проповеди призваны уберечь женщину от необдуманного поступка. Речь идет о священниках - настоящих батюшках, во всех смыслах этого слова. Батюшках, своим примером доказывающих прихожанам, что большая семья этого благо, что ребенок - это дар Божий. Дадим им слово.
Мнения многодетных отцов
Благочинный Зеленокумского округа, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Зеленокумска протоиерей Роман Квитченко, отец троих детей:
- Мне часто приходится встречаться и разговаривать с женщинами, совершившими аборт. В основном это, конечно, происходит во время исповеди. Многие несостоявшиеся мамочки раскаиваются, искренне жалеют о содеянном. А некоторые... Некоторые просто не понимают в чём их вина и почему священник задает вопросы, касающиеся их личной жизни. Дело-то в том, что разговор идёт о жизни уже другого человека.
Говоря о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования, а, возможно, и полном их законодательном запрещении (к чему наше общество, я уверен, ещё не готово), следует консолидировать усилия Церкви и государства в профилактической и пропагандистской работе среди населения, особенно среди молодёжи.
Люди должны осознать и безусловно принять решение власти. Всё должно происходить постепенно, поэтапно.
Мы - представители Церкви - совместно с мирскими специалистами должны достучаться до женских сердец, убедить их не идти на опрометчивый шаг. А государство должно создать условия, когда будущая мать будет уверена в завтрашнем дне, когда она будет спокойна за судьбу своего ребенка.
Настоятель храма святого благоверного великого князя Александра Невского села Солдато-Александровского протоиерей Виктор Самарин, отец шестерых детей:
- В истории нашей страны были времена, когда аборты и запрещались, и разрешались. Но запрет этой операции вовсе не означал, что аборты вовсе не проводились. Просто эта процедура уходила, как бы сейчас сказали, в «тень». Так было и в 1936 году. Женщина вынуждена была часто обращаться к людям, которые и медицинского образования-то не имели. Это не редко приводило к смерти беременной, а если операция и заканчивалась «удачно», женщина в большинстве случаев становилась бесплодной.
Ну, не хочешь ты растить и воспитывать ребенка - роди и отдай его в детдом. И жизнь будет сохранена, и есть вероятность, что в будущем он будет усыновлён, обретёт полноценную семью. Но здесь возникает другая проблема: психологическая обстановка в детских домах и домах малютки, их укомплектованность порядочными, любящими малышей педагогами оставляет желать лучшего.
Свою задачу как священник я вижу в том, чтобы не допускать женщину до греха, а аборт, детоубийство, - грех огромный и безусловный. Буду беседовать, буду убеждать. Но решение она должно принимать сама. Вводить полный запрет на аборты сейчас нельзя - время ещё не пришло. А вот принять более действенные меры по их профилактике стоит.
Настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Покойного протоиерей Иоанн Кузнецов, отец троих детей:
- Думаю, что в вопросе ограничения абортивной деятельности с плеча рубить не стоит. Жизнь сложная штука, и иногда обстоятельства вынуждают идти на компромисс. Ясно, что такая операция должна разрешаться только по медицинским показаниям. Иные «уважительные причины», наверное, следует рассматривать в каждом конкретном случае особо.
Надо создать условия, чтобы решение об аборте не принималось скоропалительно. Должно неукоснительно соблюдаться условие «недели тишины». После обращения в медицинское учреждение и беседы с врачами у беременной должно быть достаточно времени для принятия окончательного решения.
Наверное, я буду не первый, кто скажет о необходимости совместных усилий священства и государства, направленных на профилактику абортов. Здесь хороши все доступные методы пропаганды: распространение листовок и литературы, выступления на телевидении и радио, встречи с медицинским персоналом, беседы со старшеклассниками в школах. Всем, кто ставит своей целью сохранение человеческой жизни, должно быть дано слово.
Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского города Нефтекумского иерей Алексий Шелудько, отец пятерых детей:
- Я полностью согласен с нашим Патриархом. Аборты безусловно должны быть выведены из системы обязательного медицинского страхования. Ни я, ни взрослые члены моей семьи, как законопослушные налогоплательщики не желаем, пусть и косвенно, участвовать в убийстве Богом посланных кому-то младенцев. Не хотим мы брать грех на душу! Не хотим!
Да и какие должны быть причины, чтобы женщина сама, добровольно, отправилась под «нож» и убила своего собственного ребенка? В большинстве случаев говорят о материальных трудностях: нехватке денежных средств, отсутствии жилплощади. Понимаю, но не принимаю.
У нас с матушкой Юлией пятеро детей. И, слава Богу, пока справляемся. На помощь государства никогда не рассчитывали, а того, на что могли рассчитывать, так и не получили. И ничего. Не даром в народе говорят: «Бог дал ребёнка - даст и на ребенка». Наши предки, пережившие и гораздо худшие времена, никогда не ставили количество детей в зависимость от своего материального положения. Кто так делает, не имеет право называть себя христианином.
Чем всё же можно помочь оказавшейся в сложном положении женщине? Бывает, что в подобных ситуациях ей необходимо укрыться даже от членов своей семьи, которые просто вынуждают её сделать аборт. Стоит подумать о создании каких-то кризисных центров, где женщина могла бы в спокойной обстановке и при психологической поддержке специалистов принять единственно верное решение - сохранить плод.
Настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Архангельского иерей Феодор Дворянинов, отец семерых детей:
- Я, конечно же, поддержал бы решение о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования. Но, к сожалению, он ещё не принят, и не понятно, будет ли принят вообще.
Надо сделать так, чтобы медики находились в материальной зависимости от количества проведённых абортов на обслуживаемой ими территории. Меньше абортов - больше материальное вознаграждение. Только так. У нас же ситуация пока прямо противоположенная.
Откровенно скажу: у меня складывается такое впечатление, что наши мужи, власть предержащие, меньше всего пекутся о нормализации демографической ситуации в стране. Не хочется думать, что в России существуют силы, которые заинтересованы в снижении численности нашего населения, прежде всего русского. Боюсь показаться пессимистом, но мне кажется, что всё развивается по худшему сценарию. Ну, ничего, Бог нас не оставит и всё управит. Будем жить надеждой на лучшее.
Настоятель храма Архистратига Божия Михаила станицы Незлобной протоиерей Виктор Шевченко, отец четверых детей:
- Статистика абортов в России ужасает. Сотни тысяч загубленных жизней за год. На нашей территории идёт тихая необъявленная война, в том числе и за души людей.
Думаю, что надо использовать любую возможность, чтобы донести правду об абортах до людей. И на проповедях, и при Таинстве Исповеди нужно говорить своим прихожанам: «Дети - дар Божий, а убийство ребёнка при аборте - противление воле Господа». Все, кто виновен в абортах, должны осознать тяжесть этого греха и, пока не поздно, раскаяться в нём. А раскаявшись, не допускать его вновь.
Я говорю не только о женщинах. Разве их мужья не несут ответственность за убийство своих нерождённых детей? Несут. Муж знает, но не препятствует совершению аборта, а порой и подталкивает к нему. Да мало ли «добрых» советчиков, которые из «лучших» побуждений чуть ли не за руку ведут беременную к акушеру? Грех убийства лежит на всех!
Что делать, чтобы таких случаев становилось меньше? Один из выходов - официально сделать абортивную операцию платной (не секрет, что и сейчас женщинам приходится отдавать за неё немалые деньги). Для этого надо поддержать инициативу Патриарха и вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования.
Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» посёлка Шаумянского иерей Александр Добренко, отец шестерых детей:
- Законодательное ограничение абортов, усложнение процедуры их проведения, социальная поддержка семьи государством - это важные составляющие в решении обсуждаемой проблемы. Но едва ли мы в глубинке можем как-то повлиять на принятие этих решений. Нам нужно активнее заниматься воспитанием молодёжи, готовить её к семейной жизни. Первые аборты делают совсем ещё молодые девушки, и причинами этого шага далеко не всегда являются материальные или жилищные проблемы. Часто бывает, что они и их супруги хотят ещё «пожить для себя», и поэтому не готовы взять на себя родительскую ответственность. Ребёнок представляется им нежалательной проблемой, а аборт - способом избавиться от этой проблемы. Но на самом деле это не так. Аборт не избавляет женщину от её проблемы, какой бы она ни была! Зато аборт всегда приносит с собой женщине новую проблему, а иногда и не одну. Забеременев, женщина становится матерью, и если она сделает аборт - то всё равно останется матерью. Только она будет матерью, которая сама убила своего ребёнка в своём чреве. Аборт наносит женщине глубокую психологическую травму, которая будет мучить её всю оставшуюся жизнь. Об этом надо говорить, надо всячески удерживать женщину от такого шага и помогать ей.
Вместо эпилога. Ответ держать будет каждый
Автор этого материала прекрасно понимает, что пойти на аборт женщину вынуждают разные обстоятельства. В жизни бывает всякое. В конце-концов, существуют медицинские показания к операции (если развитие беременности угрожает жизни матери), которые игнорировать, наверное, нельзя. В любом случае женщина сама в праве решать, стоит ли ей делать аборт или нет. Так, кстати, считает половина (51%) россиян. Об этом говорят результаты социологического опроса, проведенного в прошлом году специалистами аналитического центра «Левада».
Но при этом женщина должна четко осознавать, что ответ держать перед Богом и перед своим не родившимся ребенком ей придется тоже самой. Поэтому, прежде чем отправляться к акушеру-гинекологу, ей следует хорошо подумать и прислушаться к голосу своего сердца.
Что же касается участия государства в решении этой проблемы, то оно должно принимать решения, которые бы способствовали повышению рождаемости, созданию достойных условий для семей имеющих ребенка, особенно семей многодетных, а также пресечению государственного финансирования абортов.
Геннадий Петров.