В районных центрах юго-востока Ставрополья 26 сентября прошли презентации экспозиции историко-документальной выставки «Церковь Христова на Северном Кавказе», организованной краевым государственным архивом при участии Георгиевской епархии. Предлагаем вниманию читателей подборку сообщений наших корреспондентов на эту тему.
В городе Нефтекумске выставку открыл заместитель главы администрации Нефтекумского муниципального района (АНМР) Андрей Бобинов. Затем начальник архивного отдела АНМР Халима Курбанова рассказала о представленных в экспозиции фотокопиях документов.
В подготовке и проведении выставки принял участие благочинный Нефтекумского округа иерей Алексий Шелудько. В экспозицию вошли несколько фотографий, предоставленных отцом Алексием. Священник вкратце познакомил собравших с историей христианства на Северном Кавказе и, в частности, на территории Нефтекумского района.
Чтобы как можно больше жителей города могли ознакомиться с выставкой, она продлится две недели, в том числе некоторое время - на территории храма преподобного Сергия Радонежского районного центра.
Храм в честь Преображения Господня в селе Новоселицком - сам по себе уникальный экспонат для церковно-исторической выставки. Именно поэтому экспозиция историко-архивных документов была развёрнута прямо в нём. Помимо фотокопий вниманию гостей выставки были представлены старинные священнические облачения (1820 г.), напрестольный крест (1836 г.), Богослужебные Евангелия (1833 и 1862 гг.), серебряная церковная утварь XVIII-XIX вв. и подлинная Храмозданная грамота, датированная 5 марта 1820 г.
Выставку открыл глава администрации Новоселицкого муниципального района Владимир Антоненко, а настоятель храма иерей Алексий Фитисов провёл экскурсию.
Экспозиция выставки в этом городе была развёрнута в здании администрации. В церемонии открытия принял участие благочинный Зеленокумского округа протоиерей Роман Квитченко. Посетители, в числе которых были сотрудники районной администрации, осмотрев стенды с экспонатами, узнали много нового для себя и остались очень довольны увиденным.
Историко-документальная выставка «Церковь Христова на Северном Кавказе» развёрнута в здании администрации Будённовского муниципального района (БМР). На церемонии её открытия присутствовали управляющая делами администрации БМР Л. Демичева и её сотрудники, учащиеся СОШ № 3 г. Будённовска и священнослужители. С приветственным словом к ним обратился благочинный Свято-Крестовского округа протоиерей Алексий Краевский. Первую экскурсию помогли провести настоятели Александро-Невского храма села Прасковея протоиерей Димитрий Морозов и Михайло-Архангельского храма села Покойного протоиерей Иоанн Кузнецов. Они рассказали об истории православных храмов города Будённовска и близлежащих сёл.
Будённовская художественная школа представила на мероприятии работы своих учащихся на тему православия.
Выставка продолжит свою работу до 30 декабря.
На открытие экспозиции выставки в фойе здания администрации Курского муниципального района собрались 45 человек, в числе которых были глава района Сергей Калашников и работники администрации, а также настоятель Никольского храма станицы Курской иерей Александр Романенко. Священник зачитал собравшимся статью «Столетие приходского храма станицы Курской» из «Владикавказских Епархиальных Ведомостей» от 15 ноября 1895 г.
В 16 день октября сего года прихожане Николаевской церкви станицы Курской, с разрешения Преосвященного Владимира, праздновали столетие своего приходского храма.
По рассказам старожилов, (что записано и в церковной летописи) первое поселение на месте теперешней станицы относится к 60-м годам XVIII столетия. Это была небольшая горсть крестьян Курской губернии, корочанского уезда, селения Коломыйцевки, состояшая из 10-15 семейств. Такое небольшое поселение из года в год постепенно пополнялось до 1795 года, когда образовалось до 70 семейств. В это время возникла мысль о постройке храма, на что и последовало благословление Преосвященного Гаия, Епископа Моздокского и Мажарского, выраженное в грамоте за № 693, которая доселе хранится в церкви. При общем единодушии и усердии храм возник очень скоро, благодаря тому обстоятельству, что здесь были вековые леса из дуба и карагача. Лес и теперь еще очень хорош на храме, так что храм, просуществовав сто лет, доселе, очень крепок. В 1876 году он расширен пристройкою приделов, для чего нужныя средства были предложены прихожанам взаимообразно священником о. Константином Хламовым.
В 1829 году Курская из гражданского селения переименована в станицу.
Большой прирост населения произошел в 1848 году, когда сюда пришло 70 семейств казаков из Харьковской губернии, которые и положили начало станице на левую сторону реки Куры.
В последний раз станица пополнилась в 1882 году 27 семействами, переселившимися из ст. Сунженской.
Теперь коренных жителей, кроме хуторян – собственников из крестьян разных губерний, 202 двора с населением обоего пола 1175 душ.
К примечательностям нашей страницы относятся приписанные в 1884 г. К церкви пещеры с часовней. Пещеры эти вырыты в 1840-х годах казаком Василием Семеновым из крещеных горцев, который состоял сторожем при церкви и выделывал восковые свечи для церковного употребления.
Побуждением к устройству пещер был, по рассказам, необыкновенный случай в жизни Семенова. Служа в горском полку, он пас лошадей в степи близ Моздока. Однажды поднялась страшная буры: налетевший вихрь поднял Семенова и отнес его верст за 20 от места происшествия. При этом Семенов повторял первые два слова молитвы Господней «Отче наш» (молитвы он не знал и был, вероятно еще магометанином) и дал обет посвятить остальную жизнь на богоугодные дела. Сходивши на богомолье в Киев, он, по возращении, и вздумал вырыть пещеры на подобие Киевских.
Главный ход пещер тянется саженей на 13, потом разветвляется на три хода: первые два – саженей 15 – 17, а последний 7 – 9. Ширина ходов арш. 1 ½, высота 3 и менее. При пещерах – подземная часовня и келья, внутри пещер колодезь и два гроба – деревянный и каменный. В 60 годах Семенов вторично отправился в Киев, где и поступил в число Лаврской братии.
Кто был первым священником новосозданного храма, из церковных документов не видно. С начала нынешнего столетия священники служили преемственно в таком порядке: Иоанн Борисов (1801 – 1805). 1806 – вакансия, Матфей Васильев (1807), Иоанн Алексеев – прикомандированный из ст. Государственной (1808 -1811), Захария Васильев – грузин (1812 – 1815), Иоанн Алексеев в другой раз приходским (1816 – 1818), Андрей Руденко (1819 – 1821), 1822 – вакансия; Петр Иванов (1823 – 1824); Иоанн Васильев (1825 – 1827); Гавриил Лашков (1828 – 1829); 1830 – вакансия; Евстафий Егоров – прикомандированный из ст. Новоосетинской, ранее служивший при сей церкви дьячком 24 года (1831); Иоанн Богданов (1832 – 1850); Иоанн Доспелов (1850 – 1851); Александр Яковлев (1852 – 1858); Иоанн Михайловский (1859 – 1860); Александр Коноплев (1861 – 1863); Иоанн Васильев (1864 – 1870); Аристарх Карагичев (1871 – 1873); Сильвестр Терновский (1873 – 1875); Константин Хламов (1875 – 1879); Николай Малинин, ныне в ст. Прохладной, (1879 – 1887); Косма Фоменко – умерший (1887 – 1889); Меандр Исконицкий (1890 – 1892); (ныне ст. Терской); Иоанн Денисов, в 1892 г., ныне ст. Новопавловской; Александр Куплетский (убит) (1892 – 1893); Алексей Никольский, в 1894 г., ныне в слоб. Нальчик.
К празднованию столетия своего храма прихожане стали готовиться ещё с прошлого года. По предложению бывшего приходского священника о. Никольского был возобновлён иконостас на общественные средства на сумму 1750 руб. Иконостас был готов и установлен 12 декабря 1894 г., а в семъ году пять человек из прихожан отдельно, от себя, устроили икону для приделов и сделали другие пожертвования на сумму 537 руб., за что и удостоены Архипастырского благословения - четверо с выдачею грамот. Грамоты им были вручены о. благочинным в день праздника.
Самые празднование происходило в таком порядке: с вечера отслужены - малая вечерня, а потом всенощное бдение с освящением хлебов, величанием храмовому Святому и чтением акафиста. Утром - утреня, освящение воды и литургия соборным служением; после литургии троектратное обхождение храма, по древнему чину, с окроплением св. водой, с чтением евангелий и с заупокойным поминовением строителей, благотворителей, иереев, ктиторов и прихожан храма и с возглашением им вечной памяти, а затем в самой церкви - положенный молебен с многолетиями. Вечером отслужена вечерня и прочтён акафист св. Николаю.
В соборном служении приняли участие о. благочинный, священник Николай Малилин с диаконом Григорием Ковтуновым, священник селения Ново-Бурукшунского, Ставропольской епархии, о. Гавриил Шульгин (как ближайший сосед, прихожане которого лет 12 тому назад были прихожанами нашего храма) и приходской священник, с хором певчих.
Были сказаны приличествующие случаю поучения: на литургии благочинным Малининым, на молебне - священником Г. Шульгиным, а внебогослужебное собеседование после вечерни вёл приходской священник.
На состоявшейся после молебна праздничной трапезе были провозглашены здравицы за Государя Императора и Царствующий Дом, за Преосвященнейшаго Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского, и др.
Здесь же предложено было о. благочинным ознаменовать этот день, согласно с желанием нашего Архипастыря, каким-либо добрым делом. Прихожане тотчас изъявили готовность построить здание для школы, на что некоторые лица сделали пожертвования деньгами и материалом. Кроме того, присутствовавший на празднике прихожанин есаул Ив. Ив. Медвдев предложил устроить в ознаменование этого же дня безплатную народную читальню. Сочувственно отнеслись все и к этому предложению и по подписному листу собрано на первое обзаведение читальни до 80 руб. Более 200 руб. собрано по предложению приходского священника на переливку большого колокола.
Вообще праздник с его торжественными богослужениями значительно способствовал оживлению религиозного самосознания жителей. Даже баптисты отнеслись к празднику почтительно, без присущих им злословий и нареканий. Одно только омрачило наш праздник: прихожанам особенно желательно было видеть на нём своего Архипастыря, Преосвященнейшего Владимира, молиться с ним и слышать его слово. Но недостаточность перевозочных средство, в виду отдалённости станицы от железной дороги (60 вёрст), к глубокому прискорбию прихожан, не позволила иметь это утешение.
Священник Николай Лавров.
(«Владикавказкие Епархиальные Ведомости» № 22 от 15 ноября 1895 г.)