14 июня 1995 г. произошло нападение банды Шамиля Басаева на г. Будённовск и захват ею в заложники свыше полутора тысяч человек, которых согнали в местную больницу и удерживали там несколько дней. В ходе этих трагических событий были многочисленные человеческие жертвы. По свидетельству очевидцев, 18 июня в небе над городом произошло явление молящейся перед Крестом Пресвятой Богородицы. Именно Её заступничество перед Богом, как считают верующие люди, во многом способствовало скорейшему завершению кровавой драмы. Описания этого чудесного явления и стали основой для написания Свято-Крестовской иконы Божией Матери.
История этого святого образа очень интересна. Когда митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону (Докукину) стало известно о чуде явления Божией Матери, он поручил настоятелю Казанского храма г. Будённовска архимандриту Александру (Ищеину; ныне он - архиепископ Бакинский и Азербайджанский) собрать свидетельства горожан. Ознакомившись с предоставленными ему материалами, Владыка благословил написать новый образ Божией Матери к сороковинам поминовения 128 убиенных в ходе террористического акта жителей Ставрополья. Работа иконописцами была выполнена всего за 12 дней.
Икона была освящена на мощах святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя протоиереем Виктором Лукьяновым и доставлена 23 июля в Казанский храм г. Будённовска. После завершения здесь Божественной литургии новонаписанный образ пронесли Крестным ходом к городской больнице, на месте которой некогда стоял Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь, устроенный в честь князя-мученика Михаила Тверского и в память убитого народовольцами императора Александра II. То торжественное церковное шествие собрало множество людей, посчитавших необходимым почтить память погибших земляков и молитвенно попросить Царицу Небесную о заступничестве: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».
Крестный ход в г. Будённовске. 23 июля 1995 г. |
На территории медицинского учреждения, месте произошедших здесь совсем недавно страшных событий, перед Свято-Крестовской иконой был освящен большой куб из чёрного мрамора с выбитым поминальным крестом и надписью: «Жителям г. Св. Креста, невинно убиенным от бандитов 14-20 июня 1995 г.» А там, где когда-то высился монастырский храм, по благословению митрополита Гедеона был совершён чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь святого князя Михаила Тверского. Сейчас же при Краевом центре специальных видов медицинской помощи существует храм-часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Закончился Крестный ход на городском кладбище, где была отслужена панихида и поимённо помянуты все убитые во время террористического акта.
С 1995 года первообраз Свято-Крестовской иконы Божией матери находится в Казанском храме г. Будённовска. Её празднование совершается 18 июня.
Свято-Крестовская икона Божией Матери. Авторы О. Поделякина и Е. Золотаревский |
Авторами Свято-Крестовской иконы Божией Матери являются Ольга Поделякина и Евгений Золотаревский. Автору этих строк известно, что в 2004 году, когда в Ставропольской духовной семинарии существовало иконописное отделение, Ольга Николаевна трудилась там преподавателем. На момент создания иконы ей было всего около двадцати лет. Попытки связаться с ней весной 2016 года через бывшую коллегу по семинарии успехом не увенчались.
Отвечая на вопросы корреспондента журнала «Провинциальная мысль», 22-летняя Ольга говорила о том, что она оказалась причастной к созданию иконы, конечно, не случайно. Родилась в Будённовске. Училась в художественном училище, но не закончила его. Заниматься иконописью стала по благословению своего духовника. «Начала работать с тканью: другие художники писали сам образ, а я делала лишь драпировку. Сама боялась браться за кисть, что-то меня останавливало. Но теперь вот взялась - на это, как видите, была Божия воля».
На момент нападения басаевцев на Будённовск проживала там с мамой и младшим братом, который 14 июня, должен был лечь в больницу на операцию. Но случилось так, что хирург был занят. Он перенёс операцию на следующий день. Едва они вернулись домой, как узнали о нападении на город и захвате больницы. «Сколько людей пережили трагедии, опасаясь за жизнь своих родственников, лежавших в ту пору в больницы! А нашу семью Господь уберёг... Как мне не благодарить Господа и Божию Матерь за эту милость?!» - признаётся Ольга.
Говоря о творческом сотрудничестве с Евгением Золотаревским, Ольга говорит: «...его можно назвать иконозиждителем, архитектором, а нас, нескольких молодых художников, воплотителями заду-манного. Я очень благодарна Евгению, ведь именно он поддержал меня в ортодоксальной православной вере. И икона Божией Матери — это моя молитва за уцелевших маму и брата, за моих настрадавшихся земляков, за всех людей...»
Действительно, икона, со слов самого Евгения Золотаревского, была выполнена по его наброску, который он передал для дальнейшей работы Ольге Поделякиной. Сам же он начал трудиться над образом после беседы с митрополитом Гедеоном, состоявшейся в тяжёлые для Будённовска дни. Евгений Ростиславович был глубоко православным человеком. Поэт, прозаик, художник - иконописец... Скончался он десять лет назад - в июне 2007-го - на 58-ом году жизни. Похоронен в г. Ставрополе. Широкую известность получили православные сказки и стихи для детей «Златокудрый инок» и «Рыбак и жемчужина», написанные им под псевдонимом Иоанн Рутенин. Кроме Свято-Крестовской иконы Божией Матери, он является автором икон «Неугасимая Лампада» и «Росодательница», находящихся в Андреевском соборе краевого центра, и некоторых других образов.
Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Православной Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, что напоминает о её Голгофском стоянии, а сложение рук напоминает Семистрельную икону («Умягчение злых сердец»).
Икона выполнена в новой уникальной технике рельефного шитья, разработанной в ставропольской школе иконотворчества. Лик Богородицы и Её руки писаны маслом. Одежды, корона, нимб, крест и фон исполнены в материале: ткань, бисер и речной жемчуг. Царица Небесная изображена справа от Креста, как это описывают очевидцы явления, в молитвенной позе, со скрещенными ладонями на груди, подобно иконе «Невеста Неневестная». На голубом, цвета неба, фоне Богородица предстоит возле Животворящего Креста с надписью «IНЦI» как Царица «небесе и земли», с короной на голове и в красных, словно обагренных кровью мучеников, одеждах. Вся эта композиция размещена ещё на одном фоне - золотом, от неё в виде креста отходят лучи, которые тоже выполнены золотом, но уже другого оттенка. Смысл изображённого специалисты трактуют так: «Богородица, Которой некогда Самой «прошло душу оружие», соделанная ныне Богом Царицею неба и земли, как бы всегда предстоит, молясь о нас грешных, у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего».
Извод Свято-Крестовской иконы Божией Матери, написанный диаконом (ныне протоиереем) Николаем Груздевым. Слева внизу на поле иконы изображён святой князь Михаил Тверской |
На одном из вариантов Свято-Крестовской иконы, автором которой является Николай Груздев, под Крестом изображены строения Воскресенского Мамай-Маджарского мужского монастыря, а за ними - Кавказские горы с узнаваемым силуэтом Эльбруса. На полях - святой князь Михаил Тверской.
За более чем 20 лет своего существования Свято-Крестовская икона стала глубоко почитаемой во многих уголках России. Автору этого материала из различных источников удалось выяснить судьбу нескольких списков Свято-Крестовской иконы Божией Матери.
Прежде всего, надо отметить, что один из них находится в Казанском приделе собора Андрея Первозванного в городе Ставрополе.
Другой, выполненный Ольгой Поделякиной, в 2006 году был передан Ставропольской епархией приходу храма Страстной иконы Божией Матери деревни Артемово. Там чтимый образ пребывал до 21 июня 2008 года, когда он Крестным ходом был торжественно перенесён в часовню «Взыскание погибших» на станции посёлка Ашукино Ярославской железной дороги. Эта часовня была возведена годом раньше в память о 109 солдатах и офицерах доблестной Софринской бригады, погибших при выполнении воинского долга в различных «горячих» точках Советского Союза и современной России.
Ещё один список появился в Санкт-Петербурге. Его выполнил местный священнослужитель и известный иконописец, уже упомянутый в этом материале, Николай Груздев.
Вот что по этому поводу вспоминает настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов. Он побывал в Будённовске летом трагического для его жителей 1995 года. «По милости Божией мне довелось нести эту икону от больницы до кладбища за городом <...>. Я понял, что сподобился стать свидетелем рождения новой иконы Православной Церкви. И воспринял это как долг её почитать и прославлять <...>. Вернувшись с Кавказа <...>, я обратился к знакомому иконописцу Николаю Груздеву с просьбой написать для меня этот образ. Он проникся новой иконой, которую и написал в древнерусском каноническом стиле. От иконы он сам получил особую помощь. Когда начинал её писать - он был еще мирянином, а когда закончил - был уже диаконом, причём, благословение на рукоположение получил именно 18 июня».
Перенесение списка Свято-Крестовской иконы Божией Матери, выполненного О. Поделякиной, в часовню на станцию Ашукино |
19 февраля 2000 г. образ находился на молебне «о даровании победы русскому оружию» и панихиде на могиле генерала Михаила Малафеева в Александро-Невской лавре. Через несколько дней — 25 февраля — икона была пренесена в Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья, где перед ним был отслужен первый специальный молебен с пением тропаря.
Другая икона находится в Свято-Преображенском мужском монастыре с. Большой Волок (Колпашевская епархия, Томская митрополия). Судя по информации, размещённой на сайте монастыря, ежедневно в 16 часов перед Свято-Крестовской иконой Божией Матери, которая здесь является местночтимой, проводится водосвятный молебен, а затем чтение Псалтири Божией Матери, поздно вечером поётся акафист.
По некоторым данным, один из списков Свято-Крестовской иконы Божией Матери была подарена митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным) обществу святого Германа Аляскинского в США. Когда и при каких обстоятельствах произошла передача иконы установить пока не удалось.
И, наконец, выяснилось, что список Свято-Крестовской иконы находится в Покровском храме с. Ратчино Липецкой области. Сюда её из Будённовска привёз настоятель храма священник Онисим Османов.
Конечно, эта икона существует и в других вариантах, незначительно отличающихся друг от друга.
Геннадий Петров.
Если у вас, уважаемые читатели, есть что добавить по существу к сказанному в этой публикации, напишите, пожалуйста, в редакцию на E-mail: info.ge@mail.ru Это могут быть ваши личные воспоминания о событиях тех трагических дней, свидетельство об отклике Божией Матери на ваши молитвы перед Её Свято-Крестовской иконой, и т. п.