Действовавшие в середине ХIX века в Георгиевске деревянные Николаевский собор и приписная к нему Покровская кладбищенская церковь были маловместительны. По этой причине Общество купцов и мещан Георгиевска 20 февраля 1852 г. приняло решение построить в городе каменный соборный храм и уполномочило местных купцов Петрова и Вашкова ходатайствовать об этом в соответствующих инстанциях.
Известно, что в 1850-е годы губернский архитектор Воскресенский составил Генеральный план г. Георгиевска, на котором, в частности, на базарной площади отметил место в 900 квадратных сажень для постройки новой каменной церкви с оградой.
В письме Георгиевского городского головы Гавриила Головина в Кавказскую Духовную Консисторию от 9 апреля 1866 г. отмечалось, что собор будет построен во имя святого Иоанна Предтечи.
Необходимые для строительства денежные средства георгиевцы хотели получить большей частью в виде беспроцентного займа – «11845 р. 90 1/2 коп из Ставропольскаго Приказа Общественнаго Призрения, а также и 9214 р. 74 1/4 коп., которые взяты для постройки моста в Георгиевске и должны быть возвращены из Земских сборов». Выплату упомянутой суммы георгиевское общество предлагало осуществлять в течение пятнадцати лет после окончания строительства новой церкви – из расчёта 1000 рублей в год. Эти деньги предполагалось собирать с жителей города, устраивающих лавки для приезжих купцов во время двух ежегодных ярмарок, либо с самих купцов, если они желают строить себе лавки самостоятельно. Жители города должны были уплачивать в пользу церкви по 4 рубля серебром с каждой построенной ими новой лавки в течение пяти лет, а иногородние торговцы – по 20 копеек серебром «со всякой доски, употребляемой на постройку лавок». Помимо этого, иногородние торговцы уплачивали «в городской доход» ярмарочный сбор в размере 20 копеек серебром.
Губернское правление, рассмотрев ходатайство георгиевских купцов Петрова и Вашкова, в выдаче упомянутого беспроцентного займа отказало. В качестве обоснования такого решения георгиевскому обществу было указано, что предполагаемый способ погашения ссуды не имеет верного обеспечения, зависит от множества частных лиц, а главное - имеет слишком продолжительный срок, во время которого может измениться место проведения ярмарок. Например, город построит собственные торговые ряды, и доходы жителей от постройки лавок «если не совершенно уничтожатся, то значительно уменьшатся», что поставит под угрозу погашение ссуды. Вместе с тем, господин Управляющий Гражданской частью Губернского правления, рассматривавший упомянутое ходатайство, предложил георгиевскому обществу обратить те доходы, которые предполагались к погашению ссуды, непосредственно на строительство собора. Что и было объявлено указом Губернского правления 28 декабря 1853 г.
С этого момента с иногородних торговцев стал взыматься вышеназванный сбор в пользу церкви, и взимался он до 1865 года, когда в Губернское правление поступила жалоба колонистов Пятигорского уезда Энгельгардов, Миллер и других лиц неправославного исповедания, которые сочли церковный сбор для себя обременительным. Жалоба была рассмотрена Губернским правлением и удовлетворена, – сбор в пользу церкви с иногородних купцов был отменён как незаконный. До сведения Георгиевской Ратуши это было доведено постановлением от 31 декабря 1865 года со строгим предупреждением о недопустимости впредь такого сбора с иногородних «под опасением строжайшей по закону ответственности».
К этому времени на устройство в Георгиевске собора было уже собрано 19066 руб. 73 коп., которые хранились в законном порядке у попечителей. С этими средствами городское общество и приступило к возведению новой каменной церкви, надеясь недостающие средства привлекать по ходу строительства в виде «доброхотных пожертвований».
1 июня 1866 г. Георгиевская Городская Ратуша подала в редакцию газеты «Ставропольские Губернские Ведомости» объявление, зарегистрированное за № 109, с призывом желающих на поставку жжёного кирпича в количестве до 400 тысяч штук для постройки церкви в Георгиевске. Это объявление было напечатано в № 28 Губернских ведомостей.
Первый проект собора, составленный Пятигорским городским архитектором Невинским, после рассмотрения был признан не удачным. По распоряжению Ставропольского гражданского губернатора Георгия Властова губернский архитектор Воскресенский изготовил новый проект. 5 июля 1867 г., после утверждения губернскими Строительной и Дорожной комиссиями, этот проект был направлен епископу Кавказскому и Черноморскому Феофилакту (Губину) для рассмотрения «в церковном отношении».
Ознакомившись с чертежами, архиерей сделал замечание: в трёхпрестольном храме отсутствовали помещения для ризницы и пономарки, и вернул проект на доработку. Тогда архитектор «уничтожил» левый (северный) алтарь, и разместил на его месте необходимые помещения, сохранив при этом «фальшивый иконостас». Таким образом, собор из трёхпрестольного, каким хотели его видеть георгиевцы, стал двухпрестольным. В этом виде проект и был утверждён преосвященным Феофилактом.
Издание А.Я. Эпштейн, S.F.L., 20-22, Rue Richer, Paris, б/г. Цифровая копия оригинальной открытки. |
Неожиданным обстоятельством, повлиявшим на ход строительства собора, стала попытка покушения на Государя Императора Александра Второго во время его визита во Францию на Всемирную выставку. 25 мая 1867 года, в праздник Вознесения Господня, около пяти часов пополудни деятель польского освободительного движения террорист Антон Березовский на ипподроме Лоншан в Париже стрелял в Императора из двуствольного пистолета, намереваясь убить его в знак мести за подавление польского восстания 1863 года. Но покушение не удалось. Офицер охраны Александра Второго проявил бдительность и успел оттолкнуть руку террориста, – пули попали в лошадь.
Весть об избавлении Императора от смерти прокатилась по всей Российской империи, подняв волну верноподданнических и патриотических чувств. 17 августа 1867 года городской голова Головин в своём рапорте епископу Кавказскому и Черноморскому Феофилакту писал, что 29 мая общее собрание города Георгиевска, воздав славу и благодарение Господу, явившему Свою милость в спасении Царя, постановило ускорить строительство собора. «А чтобы он был и для детей наших всегдашним памятником явленной милости Божией - храм устроить во имя славного Вознесения Христова, в день коего совершилось Парижское событие, а придельный престол – во имя святого благоверного князя Александра Невского (небесного покровителя императора Александра Второго. - Авт.). Над главным же входом храма написать яркими буквами следующее изречение Св. Писания: “Не прикасайтесь помазанным Моим”. 25 мая 1867 года».
Была ли упомянутая надпись сделана над входом в построенный Вознесенский собор, не известно. Скорее всего – нет, поскольку эта памятная дата к моменту его освящения давно потеряла свою актуальность. После «Парижского события» покушения на Александра Второго совершались народовольцами неоднократно и часто: в апреле, сентябре и декабре 1879-го, в феврале 1880-го и последнее – 1 марта 1881 года, в результате которого император получил смертельное ранение на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге (позже на том месте был построен известный храм «Спаса на Крови»).
Но вернёмся к истории Вознесенского собора. 6 ноября 1867 года епископ Кавказский и Екатеринодарский Феофилакт подписал Храмоздательную грамоту, в которой преподал своё благословение на начало строительства, «чтобы храм тот устроен был прочно и доброю архитектурою во всем согласно с планом». Контроль за строительством возлагался на нескольких лиц: архитектора, местного благочинного - протоиерея Димитрия Попова, попечителей и почётных граждан «устрояемой церкви». Престол в храме должен был иметь высоту «в аршин шесть вершков» и ширину «по мере Олтаря». Закладку храма должен был совершить благочинный протоиерей Димитрий Попов, лично согласовав с архиереем соответствующую дату.
Помимо ярмарочных сборов в пользу новой церкви неоднократно поступали пожертвования от местных купцов и различных благотворителей. Однако весь период её строительства вопрос финансирования работ стоял весьма остро. Подчас он решался с большими трудностями, а в одно время работы полностью остановились. Впрочем, как докладывал протоиерей Димитрий Попов архиерею, остановка была обусловлена не полным отсутствием денег, а нецелевым их использованием новым городским головой (имя и фамилия его в рапорте не упоминаются), который после выборов сменил на этом посту Гавриила Головина. Дела по строительству храма наладились только после того, как Головин вновь был избран градоначальником Георгиевска.
В 1879 году Гавриил Головин ходатайствовал перед епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом (Осецким) об отчислении на строительство каменного собора церковных сумм георгиевского Николаевского собора в размере 9000 рублей.
27 июня 1879 года причт Николаевского собора на соответствующий запрос сообщил, что некоторая часть из имеющейся церковной суммы в размере 11570 рублей, размещённой в билетах Георгиевского банка, предназначена для особых целей, а без ущерба из неё может быть отчислено от 6 до 7 тысяч рублей. При этом члены соборного причта выразили желание, чтобы отпуск сумм состоялся при условии обеспечения их постоянным жильём.
В собственности Николаевского собора на тот момент имелся дом, в котором жил настоятель. На два других дома, в одном из которых проживал 2-й священник, а во втором (его пожертвовал купец Вашков) - диакон, у причта не имелось никаких документов на владение. Двум псаломщикам церковное жильё не предоставлялось вовсе.
28 октября 1879 г. городская Дума обсуждала этот вопрос, в результате чего единогласно постановила приспособить помещения для 2-х псаломщиков, а также оформить законные документы на эти помещения, и на дома, где проживают 2-й священник и диакон. Об этом был составлен соответствующий «приговор» за № 41, доведённый до сведения епископа Германа. В ответ Кавказская Духовная Консистория разрешила отчислить из средств Николаевского собора 5 тысяч рублей на строительство новой каменной церкви.
Иконостас стоимостью 15200 рублей был заказан и изготовлен в Москве «неклассным художником» Иваном Матвеевым Малышевым и московским 2-й гильдии купцом Андреем Ефимовым Хомяковым.
16 июля 1880 года протоиерей Димитрий Попов докладывал архиерею: «иконостас со всеми украшениями доставлен и установлен в храме. Иконы же к нему, в связи со смертью художника, доставят его трое сыновей, и не к 1 августа, как предполагалось изначально, а к 1 октября».
А 30 декабря протоиерей Димитрий Попов сообщил, что храм постройкой окончен, иконостас установлен, утварью снабжён «на 1-й раз достаточно», однако освидетельствование постройки ещё не производилось.
16 марта 1881 года члены Комитета по постройке Соборного Храма в Георгиевске совместно с Областным инженером статским советником Дурмиевичем подписали Акт об окончании постройки храма и иконостасов, отметив, что «таковой выстроен во всем согласно утверждённого чертежа, прочно и правильно, и что богослужение может в нем быть допущено вполне безопасно». 4 апреля в адрес епископа Кавказского и Екатеринодарского Германа был направлен рапорт, сообщавший об этом.
Следует отметить, что в Комитет по постройке Соборного Храма в Георгиевске входили городской голова Гавриил Головин (председатель), протоиерей Димитрий Попов, Александр Петров, мещане Николай Есиков, Дорофей Сбитнев и Егор Воякин.
23 мая 1881 года Вознесенский храм (т. е. его главный престол) был освящён преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Моздокским, викарием Кавказской епархии. Южный придел, в честь святого князя Александра Невского, был освящён в 1883 году местным благочинным протоиереем Иоанном Качевым.
Издание контрагенства А.С. Суворина и К, Фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Цифровая копия оригинальной открытки. |
20 октября 1884 года епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман подал в Святейший Правительствующий Синод рапорт за № 7909, в котором просил переименовать новый каменный Вознесенский храм города Георгиевска в Соборный, а существующий деревянный Николаевский соборный храм - в приходскую церковь, приписав её к Вознесенскому собору, с перечислением на него и производимого из казны оклада соборному причту.
Это ходатайство было рассмотрено, и 10 декабря 1885 года последовал указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, за № 1404, определением которого предложение преосвященного Германа утверждалось и вступало в законную силу.
Поскольку с 23 апреля 1885 года Терская область, а с нею и город Георгиевск, была отнесена ко Владикавказской епархии Грузинского Экзархата, то исполнение данного указа поручалось Грузино-Имеретинской синодальной конторе. В связи с этим Кавказская Духовная Консистория препроводила в Грузию дело за № 28/219, начатое 9 сентября 1867 г., на 79 листах, о постройке каменной соборной церкви в г. Георгиевске. Сегодня эти документы хранятся в Государственном Архиве Грузии, равно как и некоторые клировые ведомости Вознесенского собора.
Ведомость о Вознесенском соборе города Георгиевска Терской области Кавказской Епархии за 1885 год
1. Вознесенский собор двух престольный построен в 1881 году на ярмарочные доходы города Георгиевска в память об избавлении Государя Императора Александра II от злодейского покушения в Париже 1867 года Мая 25 дня.
2. Зданием кирпичный с колокольнею холодный на каменном фундаменте, покрыт железом, ограда вокруг собора каменными столбами и деревянным частоколом.
3. Престолов в нем два: главный в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, освящен 1881 году Апреля 23 дня Преосвященнейшим Исаакием Моздокским, Викарием Кавказской Епархии; по правую сторону во имя Александра Невского, освящен в 1883 году местным благочинным протоиереем Качевым.
4. Престольною утварью достаточен.
5. Причта положено по штату с 1883 года: Протоиерей один, Священник один, Диакон и два Псаломщика.
6. Земли при сем соборе усадебной и никаких других угодий нет.
7. Оклада для духовенства никакого не имеется.
8. Зданий, принадлежащих к сему собору, также не имеется.
9. Состоит в центре города.
10. Домов своих никто не имеет.
11. На содержание причта получается в год от казны вспомогательного оклада 280 рублей 24 копейки, из какового количества Протоиерею 113 руб. 75 коп, священнику 75 руб. 71 коп, Диакону 45 руб. 43 коп., двум Псаломщикам 45 руб. 43 коп. получаются, имеется капитал в 2071 руб. положенный Графом Романовым в кредитное учреждение на вечное время из процентов в пользу духовенства сих церквей и содержание их посредственно.
12. Церковной суммы в 1886 году налицо 821 р. 76 к. и в билетах Государственного банка 7000 руб.
13. Зданий, принадлежащих сему собору суть Сторожка о трех комнатах с надлежащими к ним службами, построена в 1885 году на церковные средства с разрешения Кавказской Консистории. 1 Дом деревянный о пяти комнатах, с сенями, кладовой и коридором, покрыт железом, и с надворными службами, кухней сараем, прочие деревянныя покрыты камышом, куплен в 1859 году на кошельковую сумму. В доме помещается Протоиерей. 2-й дом саманный о четырех комнатах, сенями, коридором и кладовой, покрыт железом. Подарен мещанином Василием Ивановичем Вашковым, (неразборчиво, м. б. служб) при нем неимеется. В нем помещается Диакон Димитрий Граников.
14. Расстоянием сия церковь от канцелярии Его Преосвященства г. Владикавказа в 200 верстах. Благочинным состоит при сем соборе местный Протоиерей Петр Качев.
15. Близлежащия к сей соборной церкви суть станица Подгорная в 6 верстах, одноштатная, во имя Казанской Божией Матери, и Новогеоргиевская, тоже одноштатная, во имя Св. Троицы, в 4 верстах.
16. Приписаны к сему собору церкви Николаевская и Покровская кладбищенская, которыя описаны ниже сего.
17. Домовой церкви в сем приходе неимеется.
18. Опись церковному имуществу еще несоставлена вполне, потому сия соборная церковь пользуется ризницею из приписной Николаевской церкви.
19. Приходорасходныя книги о суммах свечной и кошельковой выданныя из Кавказской Духовной Консистории 1883 года за шнуром и печатью оной ведутся исправно и хранятся в целости.
20. Копии с метрических книг с 1804 года по настоящий год хранятся в целости и переплетены в томах.
21. Исповедные росписи с 1817 года по настоящий год хранятся в целости, а 1804 года затеряны во время пожаров, состоящии переплетены в томах.
22. В обыскной книге выданной Кавказской Духовной Консистории 1883 года писанных листов 52 – а неписанных 182 листов.
Упомянутые в этой Клировой ведомости копии метрических книг с 1804 года и исповедные росписи с 1817 по 1885 год являются документами Николаевского собора, перенесёнными оттуда в Вознесенский собор вместе с частью икон и утвари (о чём упоминает Н. Н. Шабловский в книге «Георгиевская старина»).
Согласно вышеупомянутому указу № 14040, духовенство Никольского собора было зачислено в клир Вознесенского собора. В конце 1885 года в нём состояли настоятель протоиерей Петр Иоаннов Качев, священник Симеон Иоаннов Покатилов, диакон Дмитрий Иоаннов Граников и псаломщик Феодор Игнатьев Закхеев.
Помимо Николаевского собора, пониженного в статусе до приписной церкви, к Вознесенскому собору была приписана и Покровская кладбищенская церковь г. Георгиевска. Духовенство собора совершало в этих храмах необходимые богослужения.
Фотография, опубликованная в сборнике душеполезных статей Издательства духовно-народного журнала «Кормчий» от 25 ноября 1902 года. |
В апреле 1905 года «Владикавказские епархиальные ведомости» опубликовали Указ Его Императорского Величества, Самодержца Российского, Преосвященному Гедеону, епископу Владикавказскому и Моздокскому, повелевающий, на основании определения Святейшего Синода, с 22 февраля 1905 г. «открыть... в городе Георгиевске при соборе одну [третью] священническую и одну [третью] псаломщическую вакансии». С этого момента в штате собора состояли три священника, один диакон, и три псаломщика.
В архивных документах с 11.10.1902 (это дата назначения на должность) по 1911 год упоминается «Благочинный III-го округа Владикавказской епархии, священник Вознесенского Собора г. Георгиевска отец Владимир Бибилуров» (ЦГА РСО-А: ф.143, оп.2, д.161, л.л. 51,54). На фотографии первого выпуска Георгиевского мужского реального училища (1915 г.) есть портрет отца Владимира как духовника и законоучителя этого учебного заведения. Он также был законоучителем в женской церковно-приходской школе на Тифлисской слободке и вплоть до 1917 года - в городском высшем начальном училище.
На фото вверху священник Владимир Бибилуров. |
В разные годы в Вознесенском соборе служили: диакон Менандр Исконицкий (1886-1888); священник Григорий Каландарашвили (1909-1911); псаломщик Василий Каракулин (1894-1900); псаломщик, а затем диакон Иван Колпаков (с 1895 по 1901); священник Капитон Лавров (с 1911); протоиерей Николай Маевский, благочинный 3-го округа (1913-1914); диакон Василий Миловидов (1895-1896); диакон Николай Мищенко (1895); священник Петр Никольский (1910-1911); протоиерей Александр Нобилитетов (1890 - 17.11.1896); священник Василий Оглоблин (1893-1910); протоиерей Николай Ольгин (1911-1915); священник Николай Погуляев (1893-1917), благочинный 3-го округа; священник Семён Покатилов (по 1891); протоиерей Дмитрий Попов (по 1881), благочинный 3-го округа; протоиерей Иоиль (Иоанн) Самадов (26.11.1896 - 10.10.1902); псаломщик Давид Синьковский (1894-1898); псаломщик Иван Синьковский (с 28.09.1899 по 25.02.1906); псаломщик Василий Кудрин (с 25.02.1906); псаломщик Порфирий Уриилов (1894-1900).
Вознесенский собор и Базарная площадь. Автор фото и дата съёмки неизвестны. |
Таким был вид на Георгиевск с колокольни Вознесенского собора в начале XX вв. Цифровая копия оригинальной открытки. Издание А.Я. Эпштейн, S.F.L., 20-22, Rue Richer, Paris, б/г. |
* * *
Каких-либо исторических документов, свидетельствующих о судьбе Вознесенского собора после революции 1917 года, на данный момент не найдено. Георгиевские старожилы рассказывали автору этих строк, что через какое-то время после установления в городе советской власти собор был закрыт и приспособлен под зернохранилище. Однако затем (очевидно, в 1918 году, с приходом в город Добровольческой армии) он вновь открывался, и там совершались богослужения, пока не произошёл некий инцидент, закончившийся убийством. Подробности этого происшествия не известны. Вероятно, он произошёл в период изгнания «белых» из города и окончательного установления в нём советской власти. После этого собор был окончательно закрыт. Поскольку собор был построен не только как объект религиозного назначения, но и фактически как памятник императору Александру II, - у него не было никаких шансов уцелеть в годы государственной борьбы с наследием царизма и с религией.
Один из старейших прихожан Георгиевского храма Александр Николаевич Бухтояров в мае 2011 г. вспоминал:
- Вознесенский собор помню смутно. Году в 1932-1933 моего деда, Семёна Васильевича, начальство послало его ломать. Дед ответил: «Я его не строил, поэтому и ломать не буду». И никуда не пошёл... Огромные обломки собора ещё несколько лет после того, как его взорвали, лежали на Базарной площади.
Автору этих строк приходилось слышать рассказы о том, что потребовались немалые усилия, чтобы взорвать церковное здание, и сделать это удалось не с первой попытки.
На территории церковного двора Вознесенского собора - восточнее алтарной части, ближе к нынешней улице Лермонтова - имелось несколько могил. Об этом автору рассказывала георгиевский краевед-любитель Ольга Башарова со ссылкой на того же А. Н. Бухтоярова и бывшую учительницу СШ № 5 г. Георгиевска по фамилии Дробышева. Поскольку в Церкви существует обычай хоронить священников рядом с храмами, в которых они служили, логично предположить, что в этих могилах были похоронены настоятель Вознесенского собора с 1882 года и благочинный 3-го округа Терской области протоиерей Петр Иоаннович Качев (†1890 г.) и его преемник на этих должностях протоиерей Александр Георгиевич Нобилитетов (†17.11.1896 г.), а также кто-то ещё из духовенства. После разрушения собора надгробья с этих могил были убраны, поэтому точно установить их местонахождение сегодня невозможно.
* * *
В октябре 2014 года по благословению епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона на перекрёстке улиц Горийской и Октябрьской был установлен памятник Вознесенскому собору. Место установки, согласованное с горадминистрацией, выбрано таким образом, чтобы памятник был максимально близок к месту, где находился собор, и вписывался в облик города. Изготовлен он на средства местного благотворителя из цельных кусков белого мрамора и чёрного гранита. Эскиз памятника разработал диакон Георгиевского храма г. Георгиевска (ныне священник) Владимир Шалманов, а рабочий проект по этому эскизу - георгиевское ООО «Промышленное и гражданское строительство». На четырёх гранях монумента укреплены мраморные доски с изображениями и пояснительными надписями.
Эскизы мраморных досок памятника Вознесенскому собору. |
4 ноября 2014 года, в государственный праздник - День согласия и примирения, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон совершил чин освящения этого памятника.
4 ноября 2014 г. Епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон освящает памятник Вознесенскому собору. |
Правящему архиерею сослужили и. о. благочинного Георгиевского округа иерей Александр Добренко, протоиереи Виктор Шевченко, Стефан Лещина, Вадим Бойко, Димитрий Зубович, иереи Димитрий Воротнев, Сергий Шевченко, Сергий Тростинский, Вадим Вертёлкин, Павел Силко, диаконы Захария Мирзоев и Владимир Шалманов. На освящении присутствовали и молились глава г. Георгиевска Александр Манаков, сотрудники городской администрации и около ста прихожан местных православных храмов.
По окончании чина освящения епископ Гедеон обратился к собравшимся с архипастырским словом. Владыка, в частности, сказал, что новый памятник является знаком примирения современных георгиевцев с Богом и с их предками, которые в годы безбожных гонений советского государства на Православную Церковь разрушили Вознесенский собор. «Мне бы очень хотелось, чтобы Господь простил тех людей, которые дерзнули посягнуть на святыню», - подчеркнул епископ Гедеон.
Памятник также является знаком покаяния георгиевцев о разрушении храма, который около века назад был главным храмом города. По мнению Владыки, одним из первых шагов такого покаяния является будущий кафедральный собор в честь святого великомученика Георгия Победоносца, строительство которого приближается к завершению.
«Верится, что, если сегодня таких памятных мест будет всё больше и больше, наш город, наше государство будет становиться крепче. Потому что, посмотрите, исторически Русь набирала силу свою только тогда - и при единственном условии! - когда она смирялась, когда она обращалась к Богу, шла в храм, молилась, крестилась - и, действительно, становилась всё крепче и крепче», - отметил Владыка, подчеркнув, что сегодня всё больше людей приходят в храмы города и затем навсегда остаются с Богом.
В завершение своего выступления епископ Гедеон поблагодарил всех тех людей, кто принял участие в проектировании, финансировании, изготовлении и установке памятника.
Вознесенский собор располагался между нынешними улицами Октябрьской и Лермонтова - на месте, которое на этом фото видно за памятником. |
иерей Владимир Шалманов.
Метки к статье: история, Георгиевск, строительство и благоукрашение храма