Информация к новости
  • Просмотров: 2125
  • Автор: admin
  • Дата: 15-02-2019
15-02-2019

Рубрика: Интервью

 

Протоиерей Михаил Силко: «Пройдя афганскую войну, я научился ценить жизнь»

15 февраля исполнилось 30 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск с территории Демократической Республики Афганистан. В народе трагические события тех лет принято называть «афганской войной». Чем больше времени отделяет нас от неё, тем больше воспоминаний стирается из памяти людей, а о мужестве советских солдат многие знают лишь понаслышке. Наш корреспондент побеседовал с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы станицы Лысогорской протоиереем Михаилом Силко, который проходил срочную службу в Афганистане и видел ту войну изнутри.

Протоиерей Михаил Силко: «Пройдя афганскую войну, я научился ценить жизнь»
протоиерей Михаил Силко,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы
станицы Лысогорской

 

- Как вы оказались в Афганистане?

- Меня, как и всех ребят, призвали служить Родине в 1980 году. Когда я прибыл в Ставрополь, в военкомате сообщили, что мой путь лежит в этот далёкий край. Мне предстояло стать водителем военной техники. Сначала я прошёл, как положено, карантин, длившийся два с половиной месяца, после чего всех нас подняли по тревоге и отправили в назначенное место.

Мотострелковый полк, в который я попал, был введён в Афганистан в числе первых. Состоял он из солдат, до этого проходивших воинскую службу в Чехословакии и Германии. Ребятам оставалось около полугода до «дембеля». Как раз им на смену готовили меня и товарищей моего призыва. Однако нас ждали целых два года опасной, но интересной службы. Местом дислокации полка был палаточный городок между населёнными пунктами Мазари-Шариф и Ташкурган, а сам полк был задействован в боевых операциях по всему Афганистану.

- Что вы чувствовали, когда пересекли границу? Было ли вам страшно?

- Нет, никакого страха не было. Я был молод, а молодость характеризуется азартом и ветреностью. Тем более, ехал я не один. Со мной в эту сторону направлялись все ребята, с которыми мы вместе призывались. Наверно, это каждому придавало сил, чтобы мужественно выполнить свой долг перед Отечеством.

- Вас отправляли на войну, неужели Вы не прошли никакой специальной подготовки?

- Никакого курса подготовки не было, если не считать стрельб, которые проходит каждый новобранец. Нам предстояло выполнять свои задачи, опираясь только на самую общую воинскую подготовку.

- Что особенно запомнилось вам за время службы?

- Был один случай, когда мы собирались на выезд, но немного замешкались и выдвинулись с совсем небольшим опозданием. Благодаря этому, по узкой дорожке, куда лежал наш путь, перед нами поехал афганский трактор. И вдруг он неожиданно подорвался на мине, заложенной моджахедами. А ведь на месте этого трактора должен был оказаться наш автомобиль. Тогда мы все поняли, что нас от верной смерти отделяло всего каких-то несколько минут.

Вообще воспоминаний много и все они свежи в памяти, будто всё происходило только вчера: боевые задачи, обстрелы, подрывы, «груз-200» - гробы с погибшими товарищами. Только вспоминать об этом совсем не хочется. Нашей задачей было не ведение боёв с моджахедами, а лишь помощь правительственным войскам. Однако по факту нам самим зачастую приходилось выполнять всю опасную работу. Вот почему среди советских военнослужащих были такие большие потери.

- Моджахедами в то время называли террористов?

- Моджахеды - это афганские повстанцы-исламисты, которые вели вооружённую борьбу с правительственными войсками Бабрака Кармаля и Наджибуллы, и, соответственно, с шурави - советскими солдатами, воевавшими на стороне афганского правительства. Афганские власти ещё называли моджахедов мятежниками или душманами (врагами), а советские солдаты - жаргонным словом «ду́хи», производным от «душманы».

- Как складывалось ваше общение с местными жителями?

- Местное население нельзя было назвать искренним и дружелюбным, и к шурави оно относилось как к чужеземным захватчикам. Днём афганцы улыбались нам и угощали едой, а ночью могли пустить пулю в спину. Это происходило ещё и потому, что в то время у народа Афганистана практически не было никакой работы, а за ведение партизанской войны моджахеды платили определённые деньги. Так что советским солдатам приходилось довольно не сладко, - опасности подстерегали нас на каждом шагу.

- Была ли в рядах ограниченного контингента советских войск «дедовщина»?

- К сожалению, была. Но в нашей роте, состоявшей в основном из славян, все ребята старались не уподобляться представителям других национальностей, которые в основном и практиковали «дедовщину», а держались вместе и помогали друг другу. Поэтому я в полной мере не ощутил всей тяжести и мерзости этого отвратительного явления.

- Поддерживаете ли Вы связь с бывшими сослуживцами?

- Обязательно поддерживаю. Мы созваниваемся, списываемся, общаемся по видеосвязи и встречаемся лично. По традиции, наши встречи проходят 15 февраля, в день праздника Сретения Господня, с которым совпал день вывода советских войск из Афганистана. Нам есть о чём вспомнить, что рассказать друг другу. Служба в «афгане» сплотила нас, сдружила и сделала близкими людьми.

- Когда Вы решили стать священнослужителем? Повлиял ли на это Афганистан?

- Желание служить Богу у меня появилось задолго до того, как началась афганская война. Моя семья была верующей. Молиться я научился ещё в детстве, и это не раз помогало мне далеко от Родины, придавало сил и мужества. А священником я стал только в 33 года.

- Как же вам удавалось молиться в армии? Ведь во времена Советского Союза повсеместно пропагандировался атеизм, а к религии относились враждебно, скептически.

- Молиться при всех в палатке было невозможно, многие сослуживцы просто не понимали тех ребят, кто верил в Бога. Поэтому я молился в уме, про себя. Когда ложился спать или просыпался, мысленно осенял палатку, в которой мы жили, крестным знамением. Кроме того, я был водителем и имел возможность уединиться для молитвы в своей машине.

- Есть ли у вас воинские награды?

- Да, есть медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и юбилейные медали.

- Побывав на войне, вы научились что-нибудь по-особому ценить в своей мирной жизни?

- Пройдя афганскую войну, я, прежде всего, научился ценить саму жизнь. В армию я и мои сослуживцы ушли обычными мальчишками, а возвратились домой совсем другими людьми. И самое главное - возвратились живыми! Я прекрасно понимал, что в любой момент могу оказаться под прицелом моджахедов, которые в первую очередь ликвидируют водителей, чтобы остановить колонну и расстрелять её из засады. Но чаша смерти на войне миновала меня. А ведь многие советские ребята возвратились домой «грузом-200». Но Бог сохранил мне жизнь. И я понимаю, что это не случайно. Он сохранил меня для каких-то добрых дел, которые я могу совершить на этой земле.

Беседовала Наталья Литвинова.

 


НАША СПРАВКА

 

Афганская война - военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан между правительственными войсками Афганистана и нерегулярными вооруженными формированиями повстанцев, мотивированных исламской идеологией. В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск.

Началом конфликта принято считать 1973 год, когда в Афганистане был свергнут последний король этого государства Захир-шах. Новая власть, которую возглавил двоюродный брат короля, бывший премьер-министр Моххамад Дауд, в крайне не стабильной внутренней обстановке приступила к строительству социализма. Революционное правительство ещё не успело обосноваться в столице государства - Кабуле, как практически во всех провинциях началось вооружённое восстание, подогреваемое исламистскими агитаторами.

В марте 1979 года афганское правительство направило первое обращение к руководству СССР с просьбой о предоставлении военной помощи. Впоследствии такие обращения неоднократно повторились. Искать поддержки марксистам, которые находились в окружении националистов и исламистов, больше было негде.

Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. При этом генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооружённого вмешательства. Однако со временем ситуация у границ СССР ухудшилась, что привело к изменению официального мнения по данному вопросу.

12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. В результате этого наши солдаты оказались не только втянутыми в начавшуюся гражданскую войну, но и стали её активными участниками.

После советского вторжения в Афганистане началось противоборство среди большей части его коренного населения, которое никогда ранее не держало в руках оружия. Вербовка в душманские отряды проводилась весьма широкой агентурной сетью, распространённой по всей территории страны. Преимущество моджахедов было в том, что они не располагали каким-то единым центром сопротивления. В течение всей Советско-Афганской войны это были многочисленные разнородные группы. Руководили ими полевые командиры, но никаких «главарей» среди них не выделялось.

Множество рейдов не давали должных результатов из-за действенной работы местных пропагандистов с местным населением. Афганское большинство, в особенности патриархально настроенное провинциальное, не принимало советских военнослужащих, они были для них обычными оккупантами.

Исходя из характера боевых действий и стратегических задач, кратко историю Советско-Афганской войны (1979-1989) можно разделить на четыре основных периода.

Первый период - зима 1979-1980 годов. Начало ввода советских войск на территорию страны. Военнослужащих направили для захвата гарнизонов и важных инфраструктурных объектов.

Второй период (1980-1985) наиболее активен. Боевые действия распространились по всей стране и имели наступательный характер. Шла ликвидация моджахедов и усовершенствование местной армии.

В течение третьего периода (1985-1987) военные операции проводились в основном силами советской авиации и артиллерии. Наземные войсковые подразделения практически не участвовали в боях.

Четвертый период (1987-1989) - заключительный, характеризуется подготовкой советских войск к выводу с территории Афганистана. Гражданскую войну в стране никто так и не прекратил. Исламистов также не удалось победить. Вывод войск наметили из-за экономического кризиса в СССР, а также из-за перемены политического курса.

В первый раз генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв сообщил о грядущем выводе войск в декабре 1987 года, когда официально побывал в Соединенных Штатах. Вслед за этим советскую, американскую и афганскую делегации удалось посадить за стол переговоров на нейтральной территории - в Женеве (Швейцария). В результате были подписаны документы, согласно которым советская сторона обязалась вывести свои войска из Афганистана, а американкая - прекратить финансирование моджахедов.

Каковы же оказались последствия Афганского конфликта? Советское вторжение удлинило существование правящей партии ровно на то время, на которое в стране оставался ограниченный контингент войск. После его вывода многочисленные отряды моджахедов быстро восстановили контроль над территорией всего Афганистана. Некоторые группы исламистов начали появляться у советских границ, и советские пограничники нередко попадали под их обстрелы даже после окончания боевых действий.

С апреля 1992 года Демократическая Республика Афганистан была полностью ликвидирована исламистами, и в стране воцарился полный хаос, поскольку её территория была поделена на части множеством различных вооружённых группировок. Война «всех против всех» там длилась до самого вторжения войск НАТО после Нью-Йоркских терактов 11 сентября 2001 года. В 1990-х годах в Афганистане возникло движение «Талибан», которому удалось достигнуть ведущей роли в современном мировом терроризме.

На данный момент официально принято считать, что потери Советской армии в Афганистане составили 14 тысяч 427 человек, сотрудников КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек (погибшими и пропавшими без вести). 53 тысячи советских солдат и офицеров за время боевых действий получили ранения и контузии.


 

Метки к статье: Лысогорская, история