12 марта, в четверг второй седмицы Великого поста, в Свято-Георгиевском женском монастыре города Ессентуки (Пятигорская епархия) начал свою работу региональный круглый стол на тему «Практические аспекты принятия в монастырь. Келейное правило монашествующих».
Организаторами мероприятия стали Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви совместно с Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих и Пятигорская епархия.
Утром Георгиевском соборе монастыря была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение возглавил архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству (СОММ).
Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы.
В числе сослуживших архиереям священников были благочинный Свято-Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря иеромонах Елевферий (Казаков), наместник Свято-Михаило-Афонского мужского монастыря игумен Герасим (Буняев) и настоятель мужского монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» игумен Афанасий (Гриценко).
В храме молились: настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь СОММ; настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ; настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Викторина (Перминова), член коллегии СОММ; настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря города Ессентуки игумения Варвара (Шурыгина) с сестрами; игумены и игумении монастырей Северо-Кавказского федерального округа.
По окончании богослужения архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт обратился к его участникам с архипастырским словом. Архиерей поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословившего проведение на Северном Кавказе этой очень востребованной братской встречи игуменов и игумений во главе с архиепископом Феогностом. «Круглый стол даст возможность обсудить сегодняшнюю жизнь монастырей, традиции и правила, как принятые от древности, так и продиктованные современностью», - отметил архиепископ Феофилакт, предоставляя слово председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Архиепископ Феогност передал участникам круглого стола благословение Святейшего Патриарха Кирилла и пожелание Предстоятеля Русской Церкви плодотворно потрудиться. Высказав свою радость по поводу возрождения на земле Кавказа церковной жизни и монашеской молитвы, Владыка напомнил собравшимся слова прокимна, звучавшие за богослужением: «Потерпи Господа и сохрани путь Его» (Пс. 36: 34), – и отметил, что идущий с терпением по пути, на который его поставил Господь, будет вознаграждён достойными плодами и радостью.
В полдень началось первое заседание круглого стола. В состав президиума вошли: архиепископ Каширский Феогност, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон, епископ Солнечногорский Алексий, архимандрит Мелхиседек (Артюхин), игумения Иулиания (Каледа), игумения Викторина (Перминова).
Приветственные слова к участникам круглого стола произнесли архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам и епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон.
Обращаясь к монашествующим, архиепископ Варлаам напомнил, что духовная жизнь как неотъемлемая часть жизни иноческой имеет своей целью совершенствование души. На этом пути инок непрестанно познаёт как самого себя, так и законы духовной жизни. Возможность собраться и послушать опытных людей, не понаслышке знающих, что такое монашество, очень важна для укрепления братского общения и для обсуждения важных вопросов. Глава Махачкалинской и Грозненской епархии отметил, что, несмотря на небольшое количество монастырей в епархии, желание возродить монашескую жизнь в регионе есть. Владыка выразил уверенность, что у человека, желающего реализовать христианские идеалы, должна быть возможность прийти в монастырь. Именно для этого монашествующим необходимо соборно находить пути решения возникающих проблем. Архиепископ Варлаам поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла и архиепископа Феогноста за встречу, которая проходит в эти дни на Северном Кавказе.
Епископ Гедеон в своем выступлении обратил внимание слушателей на знаменательный момент: сегодня монашествующие обсуждают вопросы упорядочения монастырской жизни, разбирают ее нюансы. А ведь ещё 20–30 лет назад, на этапе возрождения монастырей, подобные круглые столы было практически невозможно провести. За прошедшие годы многими насельниками монастырей накоплен опыт монашеской жизни, который нужен новому поколению игуменов и игумений. Также и молодые поколения монашествующих могут поделиться своими взглядами на современные проблемы, используя такую форму братской беседы, как круглый стол.
Затем участники мероприятия заслушали докладчиков.
Выступление епископа Солнечногорского Алексия было посвящено проекту документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников». Работа над документом проходила по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. «Тема была предложена священноначалием с учётом насущных нужд монастырей, чтобы желающие стать членами братства или сестричества могли бы вступить в обитель как в монашескую семью и в дальнейшем с любовью и благодарением Богу совершать путь монашества», - сказал владыка Алексий.
При разработке документа учитывались вопросы, которые ранее поднимались на различных монашеских форумах игуменами, игуменьями, монашествующими, послушниками и теми людьми, кто ещё только приступает к трудничеству. Говоря о многогранности темы принятия в монастырь, разнообразии личного практического опыта каждого настоятеля и настоятельницы, епископ Алексий особо отметил внимание Святейшего Патриарха Кирилла к различным аспектам монашеской жизни, в том числе и к определению сроков постригов, оценке зрелости людей, пополняющих братства и сестричества. Текст документа «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления молодых послушников» уже неоднократно обсуждался на заседаниях Комиссии Межсоборного присутствия, а также на конференции «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели и задачи, принципы построения коммуникации», прошедшей в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в сентябре 2019 года. Обсуждение документа продолжается, и члены рабочей группы рады выслушать и принять к сведению все пожелания и поправки.
Затем докладчик более детально охарактеризовал документ, сказав, что в начале в нём рассматриваются условия принятия и препятствия к поступлению в монастырь, затем даются рекомендации относительно испытательного периода. Владыка подчеркнул, что на данном этапе труд игумена кропотлив и требует усиленного внимания и терпения. Главное, на что нужно обратить внимание, - «черты внутреннего мира человека». Трудник же должен иметь возможность взвесить все «за» и «против» и осознанно принять решение. Перейдя к вопросам окормления новоначальных послушников, епископ Алексий заметил, что духовное окормление - это соединение послушника со Христом посредством доверия духовному наставнику. Наряду с воспитанием у послушания усердия к богослужению, молитве и исполнению устава очень важно научить его правильным отношениям с ближними. В заключение владыка Алексий сказал, что документ не является неким предписанием, но показывает, к чему монашествующие призваны стремиться. Главное, чтобы целью новоначального инока стало приобретение духа Христова, обновление и созидание внутреннего человека.
С докладом на тему «Взаимосвязь келейного правила и богослужения» выступил наместник Свято-Михаило-Афонского монастыря игумен Герасим (Буняев). Одной из главных в этом выступлении стала мысль, что суть нашего новозаветного богослужения состоит в подготовке верующего к главному таинству - Евхаристии. Докладчик сделал экскурс в историю формирования уставных служб суточного круга и проследил их соотношение с написанными в IV веке первыми монашескими уставами, зафиксировавшими и регламентировавшими в том числе практику иноческого келейного правила. Между уставным богослужением, соборной молитвой и келейным правилом с древних времён существует тесная взаимосвязь. Игумен Герасим заметил также, что совершение полного суточного круга в монастырях вносит различие в подготовительное правило ко Святому Причастию у монашествующих и мирян. «Там, где в монастырях служба совершается каждый день и внутренний устав монастыря предполагает присутствие всей братии на службе, и там, где может быть общая подготовка ко Святому таинству Причастия, в келейном правиле можно уделить больше внимания умному деланию», - резюмировал докладчик.
По окончании обоих докладов участники круглого стола имели возможность задать вопросы выступавшим и обсудить насущные проблемы.
Первый день монашеской встречи завершился паломнической поездкой к некоторым святыням Пятигорской епархии. Её участники осмотрели подворье Петропавловского храма города Ессентуки, на котором находятся самая крупная в России скульптура Христа Воскресшего (вместе с постаментом её высота составляет 20 метров), несколько часовен и другие архитектурные объекты, посетили Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь, побывали в кафедральном соборе Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели (г. Пятигорск).
На следующий день круглый стол продолжил свою работу. Перед началом заседания в Георгиевском храме Свято-Георгиевского женского монастыря была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Ему сослужили епископ Солнечногорский Алексий, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин) и другие монашествующие в священном сане. Вместе с духовенством молились игумения Иулиания (Каледа), игумения Викторина (Перминова), игумения Варвара (Шурыгина) с сестрами, монахи и монахини монастырей Северо-Кавказского федерального округа из числа участников круглого стола.
По окончании богослужения архиепископ Феофилакт произнёс архипастырское слово, напомнив собравшимся о замысле Божием, который заключается в том, чтобы люди научились быть вместе на земле, жаждали этого единства и на небе и получили его. «Вместе же мы можем быть, когда центром и основой нашей жизни является Бог. Разделение в земной жизни станет непреодолимым препятствием для нашего единства с Богом и вечностью. Сегодня мы приносим Богу благодарность за наше единство с дорогими владыками, отцами игуменами и матушками игуменьями, которые собрались здесь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла для того, чтобы, совершая общую молитву, наполнить эти дни нашим открытым, братским живым общением», - сказал в частности архиепископ Феофилакт.
В свою очередь, епископ Солнечногорский Алексий отметил, что члены московской делегации духовно обогатились пребыванием на благословенной Кавказской земле. Он вспомнил, как во времена его юности в Лавру преподобного Сергия приезжали «особо церковные» люди с Кавказа и вместе с лаврскими насельниками возносили молитвы. «Эти люди и сейчас для нас дороги, - сказал епископ Алексий, - и здесь мы воочию видим плод их жизни, прожитой с Богом: прекрасные храмы, восстановленные святыни. Так и всем нам нужно стремиться к тому, чтобы через нашу жизнь воссиял Христос».
Тему единения архиепископ Феофилакт продолжил, открывая заседание круглого стола, когда попросил не выделять президиум из числа участников и воспринимать конференцию именно как братскую встречу единодушно настроенных людей.
С первым докладом «Трудности в совершении келейного правила и возможные пути их преодоления» выступил игумен Афанасий (Гриценко), настоятель мужского монастыря во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», ответственный по делам монастырей и монашествующих Ставропольской епархии. С опорой на советы святых отцов и опытных игуменов отец Афанасий раскрыл в связи с монашеским молитвенным правилом три особенно важных аспекта. Он рассказал не только о трудностях в молитве и их преодолении, но и о способах совершения действенной молитвы и особой роли игумена в совершении монахом его индивидуального правила. Докладчик особо отметил, что вокруг молитвы нужно строить всю монастырскую жизнь: недопустимо посвящать молитве и богослужению лишь какие-то обрывки времени, остающиеся от прочих дел. Часто и иноки, и сам игумен оказываются побеждены сиюминутными обстоятельствами - большим количеством послушаний и т. п. В таком случае, считает игумен Афанасий, нужно принимать эти обстоятельства со смирением и верить, что Бог видит трудности монаха и «может найти другие способы для того, чтобы создать живую связь между Собой и человеком». Большое значение имеет подготовка к исполнению правила в течение дня. Она состоит, в том числе, и в сохранении мирного устроения сердца. Игумену необходимо воспитывать в насельниках любовь к молитве, созидать правильный настрой в братстве, а также «помогать каждому найти свой собственный способ предстояния пред Богом».
Тему продолжил настоятель мужского монастыря апостолов Петра и Павла города Светлограда (Ставропольская епархия) игумен Кирилл (Никитин). Его доклад назывался: «Задачи игумена в обучении келейному правилу. Важность индивидуального подхода». Основываясь на опыте святых отцов и известных современных пастырей, игумен Кирилл подчеркнул необходимость индивидуального подхода игумена к каждому члену иноческого братства. Докладчик особо остановился на препятствиях-искушениях, встающих на монашеском пути. Одно из них - стремление к подвигам, превышающим телесные, душевные и духовные силы. При том, что сами подвиги украшают монашеское жительство, полезны и важны, подвижнику необходимо разумно распределять свои силы, в чём и может ему помочь духовный руководитель. Ещё одно препятствие - искушение духовной самодостаточностью, замкнутость братства. Противоположно ему и столь же опасно привнесение мирского духа в обитель. Большие хозяйственные заботы и чрезмерное стремление к материальному процветанию монастыря также уводят насельников от главной цели монашеского жительства. «Игумен как добрый пастырь должен “неусыпным оком” наблюдать за братьями и ни в коем случае не позволять им искажать и нарушать образ жизни обители. Он должен заботиться о неукоснительном соблюдении всеми монастырского режима дня, где отведены определённые часы на послушания и отдых, чтобы оставалось время на уединённую келейную молитву и чтение», - процитировал в завершение своего доклада слова митрополита Лимасольского Афанасия игумен Кирилл.
С докладом «Значение правила в поддержании литургичности монастырской жизни» выступила настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря Пятигорской епархии игуменья Варвара (Шурыгина). «Сегодня, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келию. Невозможно со всей серьёзностью подходить к богослужению, не имея твёрдой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве», - сказала игуменья Варвара.
Келейное правило монаха называют иногда «частной Литургией». Келейная молитва непременно соединяется с богослужебным кругом и в особенности с таинством таинств - Евхаристией. Келейная молитва действительно поддерживает литургическую жизнь, и это двуединство становится опорой монашеского делания. От игумена или игуменьи зависит организация жизни монастыря как единого молитвенного пространства: они осуществляют духовное руководство братией, сестричеством, подают личный пример при постоянном обращении к святоотеческому и подвижническому опыту, проявляют мудрость в индивидуальном подходе к каждому брату или сестре, с учётом их духовного возраста и душевного устроения. От насельников же требуется готовность к послушанию, отказу от индивидуалистического понимания личного молитвенного делания. В продолжение доклада игуменья Варвара остановилась на некоторых необходимых требованиях к иноческому правилу и особенностях, которые нужно учитывать при его назначении, а также на важности совершения Иисусовой молитвы.
Завершил заседание доклад настоятельницы Аланского Богоявленского женского монастыря Владикавказской епархии игуменьи Нонны (Багаевой) «О борьбе с помыслами». Матушка Нонна, духовное чадо архимандрита Ипполита (Халина), обладавшего огромным опытом духовника и старца, представила в своем докладе стройное изложение этой классической святоотеческой темы на основании писаний древних наставников монашества и более близких нам по времени учителей. Докладчица исходила из справедливого положения, что «в наше время, когда жизнь большинства монахов внешне совсем не похожа на жизнь подвижников древности, тема брани помыслов по-прежнему остаётся одной из центральных в ежедневной монашеской жизни и аскетическом учении Церкви». «Брани помыслов в той или иной степени подвергаются все христиане. Специфика возникновения у монахов помыслов, с которыми необходимо бороться, заключается в том, что вся уставная жизнь монастыря построена таким образом, чтобы человек минимизировал действенный грех. Поэтому для усердно подвизающегося монаха поле брани достаточно быстро перемещается в область мысленную. Именно в области мысленной разгораются такие сражения, которые при отсутствии необходимых условий для духовного возрастания монашествующего и его собственных стараний могут привести к настоящей катастрофе в духовной жизни», - отметила игуменья Нонна.
Для успешной борьбы с помыслами крайне важно, чтобы каждый новоначальный монах имел возможность постоянного обучения у опытного духовного наставника и желание открывать свои помыслы. В общежительном монастыре таким наставником является игумен или игуменья, которые должны уделять особенное внимание обучению новоначальных. Значительную роль при этом играет практика откровения помыслов, которую игуменья Нонна охарактеризовала глубоко и всесторонне, особо подчеркнув, что важно обучать новоначальных, приходящих на откровение, правильному исповеданию помыслов - со смирением и отсечением своей воли.
После каждого сообщения слушатели активно задавали вопросы и включались в обсуждение, что свидетельствовало о важности затронутых тем, а также обнаруживало наличие реальных проблем, требующих практических решений.
По завершении выступлений докладчиков заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игуменья Иулиания (Каледа) сердечно поблагодарила устроителей круглого стола за любовь и гостеприимство. Она также выразила надежду, что подобные братские встречи продолжатся, - ведь они нужны в первую очередь для того, чтобы монашествующие вместе могли «подумать и обсудить, как созидать свои души». Игуменья Иулиания также выразила признательность участникам круглого стола за прозвучавшие вопросы. Ответы на них обязательно должны быть включены в документы, над которыми в настоящее время работает профильная Комиссия Межсоборного присутствия.
Подводя итоги форума, участники высказали слова глубокой благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести совместное обсуждение важных тем монашеской жизни с насельниками монастырей Северо-Кавказского округа, которые находятся в непростых условиях взаимодействия с представителями иных конфессий и потому особо нуждаются в укреплении и поддержке.
За два дня в заседаниях круглого стола приняли участие 5 архиереев, 7 настоятелей мужских монастырей и 3 настоятельницы женских монастырей пяти епархий Северо-Кавказского федерального округа, представители духовенства Пятигорской епархии, делегация Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельники и насельницы монастырей; всего – более 60 участников.
По материалам пресс-служб СОММ и Пятигорской епархии.
Метки к статье: епископ Гедеон, архиепископ Феофилакт, Ессентуки, монастырь