18 мая прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы села Арзгир во главе с его настоятелем иереем Даниилом Маршалкиным совершили паломническую поездку в мужской и женский монастыри Северной Осетии - Алании.
Первым пунктом поездки был Аланский Успенский мужской монастырь в селе Хидикус в Куртатинском ущельи - самый высокогорный монастырь на территории России. В храме Иверской (Моздокской) иконы Божией Матери паломники поклонились православным святыням монастыря и помолились на молебне Иверской иконе Божией Матери, который совершил иерей Даниил Маршалкин. После трапезы, на которую арзгирцев пригласил наместник монастыря иеромонах Стефан, для паломников была организована экскурсия по территории монастыря. Молитва и тёплый приём братии, величественность и великолепие окружающей природы произвели на жителей степного ставропольского села неизгладимое впечатление.
Далее паломники проследовали в древнюю часовню, находящуюся на горе в пяти километрах от мужского монастыря, в которой около 600 лет хранилась главная святыня Осетии и всего Северного Кавказа - Иверская (Моздокская) икона Божией Матери, подаренная осетинам святой благоверной царицей Грузии Тамарой Великой. В 1793 году жители Куртатинского округа переселились к городу Моздоку и взяли с собой эту древнюю икону. На новом месте для святыни была выстроена часовня, а затем - Успенская церковь, рядом с которой со временем вырос Успенский женский монастырь. Моздокская икона Божией Матери очень почиталась и православными христианами, и армянами григорианского исповедания и даже горцами-магометанами. После революции 1917 года (по другим сведениям, во время оккупации Моздока немецко-фашистскими захватчиками) древняя икона была утеряна, однако до наших дней сохранилось несколько её списков-копий, выполненных в начале ХХ века. Часовня, в которой Иверская (Моздокская) икона Божией Матери пребывала в Куртатинском ущелье, бережно хранится православными осетинами и является их национальным достоянием.
Из Куртатинского ущелья арзгирцы отправились в Богоявленский женский монастырь, расположенный в двух километрах от города Алагир. Там они помолились в монастырском храме у ковчега с частицами мощей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Затем сопровождавшая гостей насельница монастыря матушка Феодосия рассказала гостям об истории и духовной жизни обители.
В завершение поездки группа паломников проехала вдоль реки Алагир к очень известной местной достопримечательности - стальной скульптуре героя нартского эпоса, небесного всадника Уастырджи (уас - «святой», стыр - «великий», джи - «Георгий»). Осетины почитают его как покровителя мужчин, путников и воинов (а также считают, что он является врагом воров, мошенников, убийц, клятвопреступников и покровителем честных и добрых людей). Однако несмотря на идентичность имён и некоторые функциональные параллели Уастырджи ничего общего со святым великомучеником Георгием Победоносцем не имеет. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель и изображается в виде грозного воина на белом коне Авсурге в белой бурке. Считается, что Уастырджи спускается на землю, чтобы узнать, помогают ли люди друг другу в нужде и гóре. Давняя осетинская традиция: просить покровителя путников Уастырджи о безопасной дороге и о спасении от камнепадов. Об огромном уважении и почитании Уастырджи в Осетии свидетельствуют его многочисленные изображения, расположенные вдоль дорог, с надписями: «Уастырджи де'мбал! Фæндараст!» («Да пребудет с вами святой великий Георгий! Счастливого пути!»).
Поездка в Северную Осетию - Аланию доставила арзгирцам большую духовную радость и множество незабываемых впечатлений.
Пресс-служба Георгиевской епархии.
Метки к статье: Арзгир, паломничество, история, культура