По завершении учебного года наш внештатный корреспондент иерей Лев Гиль побеседовал с завучем частного образовательного учреждения «Свято-Сергиевская православная начальная школа г. Будённовска» Галиной Цыс. Их разговор наверняка будут интересен родителям будущих первоклассников и всем, кого интересует деятельность этого учебного заведения.
- Галина Викторовна, расскажите нашим читателям немного о себе, о своей преподавательской деятельности.
- Моя трудовая биография на-чалась в 1976 году, когда после окончания средней школы я пришла работать старшей пионервожатой в школу села Преображенского. Потом поступила в Ставропольский педагогический институт. Получив высшее образование и выйдя замуж, переехала с мужем в село Прасковея. Работала директором районного дома пионеров, заместителем председателя Прасковейского сельского Совета, преподавала историю, а затем была директором средней школы. Более десяти лет возглавляла районный отдел образования. В 2012 году была избрана главой села Прасковея, по истечении срока полномочий в 2017 году вышла на пенсию.
- Как Вы стали завучем православной школы?
- Я работаю в православной школе с августа 2019 года. Попала сюда совершенно неожиданно для себя, но, как мне теперь видится, - по воле Божией. К тому времени школе потребовались кадры, изменился педагогический состав, и её директор протоиерей Димитрий Морозов обратился ко мне с просьбой потрудиться в этом учебном заведении. Вначале я отказалась от его предложения, в силу семейных обстоятельств, и предложила помочь с поисками завуча и педагогов. Но ситуация сложилась таким образом, что к началу очередного учебного года завуча в гимназии всё ещё не было. Так я и заняла эту должность, которая для меня тогда была совершенно новой, - я ведь руководила районными учреждениями образования, а здесь сама стала ответственной за учебный процесс.
- Каким образом учителя попадают в православную школу, где вы находите педагогические кадры?
- Как и везде: если ты учитель - двери в школу для тебя открыты! Основной преподавательский состав сложился в гимназии при предыдущем директоре иерее Михаиле Тарнакине и завуче Людмиле Георгиевне Бугаёвой, бывшем директоре МОУ СОШ № 10 г. Будённовска. Костяк коллектива составляют опытнейшие педагоги из числа прихожан храма Воскресения Словущего, при котором действует частная православная школа. Это учителя начальных классов Людмила Ивановна Сурикова, Инна Сергеевна Новикова, Наталья Каспаровна Змиевская, преподаватель изобразительного искусства Надежда Эдуардовна Жданкина. Учитель физической культуры Людмила Владимировна Ворошилова влилась в уже сложившийся коллектив. Наши кадры в основном возрастные, самые молодые у нас - отец Димитрий и отец Александр Тараскин, духовник нашей школы. В начале прошлого учебного года к нам пришли опытные ветераны педагогической отрасли - учитель музыки Любовь Васильевна Щёголева и учитель английского языка Любовь Ивановна Красноносенко, так что весь учебный год мы работали в полноценном учебном режиме и с хорошими кадрами.
С нашими педагогами очень легко работать, они откликаются на любую инициативу, готовы постоянно повышать своё профессиональное мастерство. Вместе мы выдержали два серьёзных испытания - плановую проверку Министерства образования и подготовку пакета документов в Синодальный отдел религиозного образования для продления конфессионального представления учебного заведения.
Педагогический коллектив Свято-Сергиевской ПНШ (слева направо): Любовь Красноносенко, Надежда Жданкина, Наталья Лоткова, Людмила Ворошилова, иерей Александр Тараскин, протоиерей Димитрий Морозов, Наталья Змиевская, Инна Новикова, Галина Цыс и Людмила Сурикова. |
- На Ваш взгляд, почему родители ваших учеников принимают такое решение - отдать своего ребёнка на обучение не в общеобразовательную школу, а в частную православную школу?
- В первую очередь потому, что это православные родители, многие из них являются прихожанами храмов. Не последнюю роль играет желание родителей защитить детей от негатива социума, стремление вернуться к историческим и духовным истокам нашего Отечества. Мы с Вами сейчас прошли по зданию школы, посмотрели - и увидели, насколько здесь обстановка приближена к домашней. Родители понимают, что в этой школе их ребёнок будет под присмотром, он будет дважды накормлен, в классе занимаются не 25 человек, а намного меньше. Это также важно на стадии начального обучения.
- Насколько я понимаю, в православной школе, как и в любой другой, осуществляется обучение согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), но помимо этого, имеется и православный компонент. В чём заключается его содержание и какова его задача?
- Поскольку наша школа православная и её учредителем является Георгиевская епархия, эта особенность заложена в ней изначально. Соответствующий образовательный компонент разработан на уровне Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - и сами предметы, и их типовые программы.
Отличительной особенностью православной школы является обучение и воспитание детей на основах православной веры. В первую очередь, это один из модулей учебного предмета в рамках ФГОС - Основы религиозных культур и светской этики - включённого Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента.
Православное мировоззрение и система ценностей у детей в основном формируется в рамках реализации Стандарта православного компонента. В нашей школе преподаются три учебных предмета: Основы православной веры - его ведёт духовник нашей школы священник Александр Тараскин, Церковно-славянский язык и Церковное пение.
Духовно-нравственное развитие детей и их практическая деятельность неразрывно связаны между собой. Но если задача духовного развития в большей степени подразумевает формирование православного мировоззрения, то практическая деятельность способствует утверждению православного образа жизни при посещении учащимися церковных богослужений, во время духовно-нравственных бесед детей и преподавателей со священником, на внеклассных мероприятиях, классных и библиотечных часах.
Реализация православного компонента также происходит во время показа театрализованных представлений и открытых мероприятий для учащихся школы и их родных, прихожан храма Воскресения Словущего, в процессе участия в выставках творческих работ: «Красота Божьего мира», «Рождество Христово», «Праздник праздников», в научно-практической конференции «Святые заступники Руси» и т. д.
В школе организованы педагогические мастерские для обучения педагогов: «Что такое духовная жизнь?», «Семья - лаборатория человеческих судеб». Учителя организуют для родителей духовные гостиные, обязательное духовно-нравственное направление имеют родительские собрания. На родительских собраниях с благословения духовника школы выбирается небесный покровитель класса. Каждый класс включается в долгосрочный исследовательский проект по изучению жития этого православного святого. Происходит тесная работа школы и родителей, включающая сбор информации, совместное обсуждение её, поэтапное представление сведений каждый год в день памяти святого.
- Как родители относятся к тому, что их детей учат церковному чтению, пению, самой вере? Сами они заинтересованы в этом?
- Если бы их здесь что-то не устраивало, они бы сюда не пришли. Земля слухом полнится: каждый год к нам обращаются знакомые и родственники тех родителей, чьи дети уже проходят здесь обучение. За пять лет жизни школы сложился её определённый положительный образ. И то, что относится к православной составляющей, никого из родителей не отталкивает. Это запрос родителей. Наоборот, они хотели бы продолжения.
- Чтобы помочь нашим читателям ощутить здешнюю атмосферу, давайте расскажем им, как проходит обычный учебный день в православной школе, каков уклад её жизни.
- В вестибюле школы учащихся встречает образ нашего небесного покровителя - преподобного Сергия Радонежского. Сняв верхнюю одежду и надев сменную обувь, ребята проходят в классы.
В 8-20 настаёт время утренней молитвы - дети с учителями собираются в фойе по зову школьного звонка (он у нас ручной, не электрический). Священник проводит утреннюю молитву и благословляет каждого на учебный день. Далее, как и везде, - звенит звонок, начинается урок. Уроки идут по расписанию. После первого урока - завтрак в трапезной, который начинается и завершается чтением молитвы. Обязательно во время завтрака и обеда включены минуты душеполезного чтения.
Духом православия пронизана вся жизнь школы. Каждый преподаватель учитывает особенность школы и включает в общеобразовательные предметы духовно-просветительские элементы - жития святых, древнерусские игры и другое. Внеурочная деятельность, выполнение православного компонента, школьные праздники, классные часы, проекты к двунадесятым православным праздникам с участием родителей, - всё это элементы нашей школьной жизни.
- И родители, и дети понимают, что школа находится на территории храма. Участвуют ли они в церковных богослужениях?
- В большие церковные праздники перед занятиями мы идём на службу в храм. Великим постом и ученики, и преподаватели исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, и родители от них не отстают. Даже некоторые далёкие от приходской жизни папы бывают на богослужениях.
- Галина Викторовна, лично Вам что в школе нравится больше всего?
- В широком смысле школа - это дом для большой, дружной, крепкой семьи, которая состоит из работников учебного заведения, детей и их родителей. А маленькая уютная школа - большой плюс и для тех, кто в ней работает, и для тех, кто в ней обучается. Однажды у нас было родительское собрание на тему: «В семье рождается душа». Проходило оно в трапезной, за чашкой чая. Атмосфера, царившая на этой встрече, была похожа на тёплый семейный ужин, а не на собрание. Люди, общаясь, открывали сокровенные уголки своей души на первый взгляд совсем посторонним, но уже ставшим близкими родителям одноклассников своих детей. В этом, можно сказать, и заключается главное отличие нашего учебного заведения от других.
- И здесь я вынужден задать «неудобный» вопрос: ведь эта домашняя, можно сказать, тепличная атмосфера сопровождает ребёнка лишь до выпускного четвёртого класса. А дальше он вынужден продолжать своё обу-чение в общеобразовательной светской школе. Не опасно ли, на Ваш взгляд, бросать ребёнка в этот бурлящий поток на пороге его становления как личности? Отслеживаете ли вы их дальнейшую судьбу? И, если эта проблема действительно существует, какой может быть выход из ситуации?
- Было бы очень замечательно, если бы у нас появилась возможность полного цикла школьного обучения, как и в других православных гимназиях нашей митрополии - например, в Ставрополе, Кисловодске. Владыка Гедеон благословил строительство новых помещений школы, и оно уже было начато. Будем надеяться, что со временем этот идеальный вариант дальнейшего развития школы станет реальностью. Однако я должна сказать, что наши дети не изолированы от внешнего мира: 90 процентов учащихся посещают различные учреждения дополнительного образования, спортивные секции, общаются со своими сверстниками очень активно, а не растут в стерильной колбе. Мы стараемся принимать участие в городских и районных мероприя-тиях, проводимых отделом образования Будённовского района.
Что касается дальнейшей судьбы наших учеников, они продолжают обучение в разных учебных организациях - как правило, тех, что поближе к месту жительства. И это не только город Будённовск, но и сёла Покойное, Прасковея, Орловка.
- Говоря о деятельности школы, мы не можем обойти вниманием её директора протоиерея Димитрия Морозова. Каким образом он участвует в повседневной жизни школы, общается ли с учениками и родителями?
- Директор школы - это её основа и ключевая фигура. Отец Димитрий вникает во всё, что здесь происходит, несмотря на свою занятость в нескольких храмах. Все родительские собрания и школьные праздники проводит лично. Когда есть такая возможность, возглавляет утреннюю молитву перед началом занятий. Батюшка с нами всегда, везде и во всём.
- Благодарю Вас, Галина Викторовна, за интересный и содержательный рассказ! Желаю лично Вам, всему коллективу школы, её ученикам и их родителям успехов в нелёгком и многогранном процессе образования и духовно-нравственного воспитания!
- Спасибо! Будем стараться и совместными усилиями достигать намеченных целей.
Храм Воскресения Словущего и здание Свято-Сергиевской ПНШ |
Метки к статье: Свято-Сергиевская ПНШ