Информация к новости
  • Просмотров: 625
  • Автор: admin
  • Дата: 16-03-2022
16-03-2022

Рубрика: Интервью

 

«Нельзя жить по принципу “всё или ничего”». Иерей Лев Гиль о разных аспектах Великого поста

Вот, дорогие читатели, и пришло время очередного Великого поста. Каждый год в этот период у многих из нас рождаются разные вопросы относительно духовных и телесных испытаний, предшествующих празднику Пасхи. Лично я, к примеру, обычно нахожу ответы на некоторые из них в интернете, но в этом году у меня появилась возможность задать вопросы напрямую клирику храма Казанской иконы Божией Матери города Будённовска иерею Льву Гилю. Уверена, что это интервью будет интересным для тех из вас, чья степень воцерковлённости, как и моя, пока далека от совершенства, и вы сможете прояснить для себя отдельные моменты, о которых, возможно, тоже задумывались.

иерей Лев Гиль.иерей Лев Гиль.
иерей Лев Гиль

- Идёт Великий пост, но многие не постятся в силу того, что не понимают его смысл. Для чего это нужно человеку?

- Великий пост - это аскетическая подготовка к самому главному христианскому празднику- ко Дню Светлого Христова Воскресения или, как мы его ещё называем, к Пасхе. Сам Господь Иисус Христос, прежде чем благовествовать о Царствии Божием, провёл 40 дней в пустыне, где был искушаем диаволом.

Известно, что древние христиане, начиная с I века, проводили дни, связанные с воспоминаниями о крестной смерти Спасителя и Его пребывания во Гробе, в строгом посте. Они ничего не ели и не пили в течение 3,5 суток. Впоследствии эта традиция укоренилась и стала ежегодной, а с III века период воздержания вообще стал сорокадневным. Вот почему второе название Великого поста - Святая Четыредесятница. Так исполнились Слова Иисуса Христа, Который однажды сказал: «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда люди будут поститься» (см. Мф. 9: 15).

На самом деле смысл Великого поста заключён в покаянии и в воздержании от всего, что отвлекает православных верующих от духовной жизни. Состояние человеческого ума тесно связано с пищей, которую мы принимаем, и с её качеством. Поэтому если ты желаешь воспитать свою душу, то сначала обуздай тело некоторыми добровольными ограничениями. И тогда станет очевидным, что истинная цель поста есть Христос, Который должен жить не только в наших воспоминаниях, но и в нас самих.

- Пост может превратиться в банальную диету. Где эта грань?

- Современные диетологи считают, что пищевые правила, которых придерживаются христиане во время Великого поста, никакого отношения к диете не имеют и иметь не могут по определению. Конечно, Пост может поспособствовать какому-то временному очищению организма от вредных веществ, но похудеть с его помощью у вас вряд ли получится. Всё-таки еда на столе постящегося человека довольно калорийна и включает в себя продукты, приготовленные из муки.

Однако главное отличие поста от диеты заключается вовсе не в том, из чего приготовлен завтрак, обед или ужин. Пост есть свидетельство того, что человек признаёт себя грешником пред Богом, и он готов в знак своего покаяния ограничить себя в определённой пище. Более того, Пост сопряжён с молитвами и искренним желанием жить по Закону Божиему. И именно это делает его угодным Отцу Небесному и полезным для постящегося.

Воздержание, имеющее какие-то другие цели, как раз и называется диетой, поэтому верующий человек всегда ощущает сердцем ту грань, о которой вы спрашиваете.

- Возможно ли покаяние без соблюдения Поста? Или это так не работает?

- Теоретически такое возможно. Человек может осознать свои ошибки, озвучить их в храме, приняв участие в Таинстве Покаяния, и постараться больше не наступать на старые «грабли». Но ведь мы все знаем, как изменчивы люди и как склонны к временным эмоциональным порывам, поэтому их покаянные мысли живут, как правило, недолго. К сожалению, грех является частью нашей жизни, а справиться с ним поможет лишь регулярное покаяние, которое должно происходить не только в церкви, но и каждую минуту жизни, отведённой нам Богом.

Пост же стоит рассматривать как существенное и полезное подспорье для верующего христианина, помогающее дисциплинировать душу и способствующее изменению нашей духовной жизни в соответствии с заповедями Божиими. Не пользоваться этим средством довольно необдуманно, тем более что сама память хранит постящегося человека от совершения грехов.

- Однако, несмотря на духовную пользу, Пост иногда противопоказан при некоторых недугах. И это медицинский факт. Как быть верующему человеку в таких случаях?

- Значит, нужно придерживаться тех ограничений, которые накладывает на нас болезнь. Уверяю, ни один священник, находящийся в здравом уме, никогда не потребует от страдающего тщательного исполнения постных правил и даже благословит на послабление, если на то есть веские причины. Как показывает жизнь, немощь порой смиряет нашу плоть и гордыню намного эффективнее, чем добровольное воздержания от тех или иных продуктов.

Тем не менее пост все же должен оставаться постом. Когда нет возможности соблюдать его в полной мере, все равно необходимо ради Господа, ради спасения своей души хоть в чём-то ограничить себя. Нельзя жить по принципу всё или ничего. Иначе это станет свидетельством нашей гордости.

- Нужно ли поститься детям?

– Церковь рекомендует приучать детей к духовному подвигу поста с семилетенего возраста, а вот в какой мере - пусть решают родители, в послушании которых они находятся. Можно обратиться за советом к приходскому священнику. Многие батюшки имеют детей и всегда готовы поделиться своим родительским опытом с прихожанами.

В то же время мамы и папы должны сами понимать, что заставлять сына или дочь строго придерживаться всех предписаний Великого поста не есть хорошо. Это может здорово навредить делу воцерковления ребенка, который просто не готов к таким испытаниям.

- С чего следует начинать Пост, если ранее никогда не постился?

- Будет правильным выбрать для себя удобный момент, когда не будет никаких препятствий к осуществлению вашего желания впервые попоститься. Например, таким временем может стать период отпуска.

В Священном Писании есть замечательные слова: «Господь трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (см. Мф. 12: 20). Это значит, что малейшее проявление усилия навстречу благой Божией воли будет обязательно поддержано Господом. Поэтому с чего начнёте - то и хорошо. Главное, не отказывайтесь от своего намерения.

- Как быть, если жена - верующая, а муж нет? В такой ситуации существует искушение вовсе не соблюдать ограничений.

- Таких семей, действительно, много. Значит, Господь призывает вас к сугубому подвигу и вам придётся готовить мужу скромную пищу, а самой, естественно, довольствоваться постной. Такие тяжёлые бремена необходимо нести ради любви к Богу и к своему ближнему. Но будьте уверены, ваш труд непременно вознаградится сторицей.

- Нужно ли отказаться от просмотра телевизора и пользования интернетом на время духовной подготовки к празднику Пасхи Христовой?

- Безусловно, современный человек проводит очень много времени в информационном пространстве. Но в период Великого поста стоит ограничить и эту часть своей жизни.

Наверное, нам было бы в какой-то степени проще, если бы существовал конкретный список всего того, что можно и что нельзя. Например, в Ветхом Завете насчитывалось 613 правил для соблюдения. Однако мы являемся разумными людьми, созданными по образу и подобию Божиему, поэтому вполне можем и сами разграничить приемлемое от неприемлемого. К неприемлемому, конечно, относится просмотр всего развлекательного контента во время периода Поста. Альтернативой ему могут стать православные сайты и телеканалы, на которых можно узнать массу нужной и полезной информации.

- Как Церковь относится к отмечанию, например, дней рождения, в постные дни?

- Есть такой принцип: человек для субботы, а не суббота для человека. Я всегда благословляю своих прихожан, если им нужно пойти к родственникам на праздник, потому что любовь и уважение к человеку должны быть важнее собственной аскетической практики. Не зря говорят: мера любви к Богу - это мера любви к человеку.

Хорошо, если у вас за столом будет выбор блюд, но если нет, то кушайте то, что предлагает хозяин дома. Раз уж пришли праздник отмечать - отмечайте, а не сидите с постным лицом и не портите людям настроение.

- В Пост принято совершать добрые дела. Что подразумевается под этим?

- Добрые дела связаны с исполнением заповедей Божиих, которые предпринимают из любви к Богу и к своему ближнему. А уж какими они будут - зависит от ситуации, от наших возможностей. Добрым делом можно считать милостыню, проявление милосердия, оказание услуг нуждающимся, посещение больных и прочее. Даже доброе слово и поддержка унывающего человека в момент житейской неопределённости уже можно считать добрым делом.

- Считается ли добрым делом помощь не только людям, но и животным?

- «Блажен тот, кто и скоты милует» (см. Притч. 12: 10). Животные, как мы знаем, - тоже творение Божие. Почему бы их не накормить, не приласкать? Только помните, что нельзя любить зверей больше, чем человека.

- Многие православные верующие не собираются посещать Церковь даже в первую неделю Поста и в Страстные дни, считая, что Господь живёт в душе. Кроме того, они рассматривают Церковь как совершенно ненужного посредника между Богом и человеком. Можете ли вы что-то противопоставить такому распространённому мнению?

– Давайте вспомним слова Спасителя, обращённые к апостолам, а в их лице и ко всем приемникам, то есть к епископам, священникам и всему духовенству: «Что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах» (см. Мф. 16: 19). Всё это говорит о том, что функция Церкви не посредническая, а пастырская. И Церковь как сообщество верующих христиан была основана на земле исключительно по воле Божией.

Человек очень легко договаривается с собственной совестью. Поэтому те, кто говорит о Боге в душе, скорее создали в своём воображении идола, который всё им прощает, всё разрешает и не требует участия в богослужениях, в церковных таинствах. Такое вот бегство от веры получается, но не сама вера.

Можно ещё не обращаться к врачам, не ходить в школу и вообще жить совершенно автономно от мира. Только этот путь очень самонадеянный и до добра не доведёт.

- Пост начинается с Покаянного канона Андрея Критского, который будет читаться во всех храмах. Однако церковно-славянский язык не все понимают. Соответственно, прочувствовать слова канона в полной мере проблематично. Почему его текст не переведут на понятный нам русский язык?

- Поверьте, даже если прихожане услышат чтение этого канона на современном русском языке, то далеко не все поймут, о чём идет речь. Для понимания текста необходимо предварительно погрузиться в библейский мир, прочитав Библию от корки до корки - от времен прародителей Адама до земной жизни Христа. Только совершив некоторые интеллектуальные усилия, можно осознать всю глубину премудрости и смысла Покаянного канона Андрея Крицкого, оставленного нам в наследие.

К тому же уже давно существуют его русские переводы, и вы вполне можете ими пользоваться в храме, если вам так удобнее.

- Современные люди, к сожалению, страдают нехваткой свободного времени. Можно ли молиться во время Великого поста своими словами вместо чтения длинных акафистов и канонов?

- Христос учил людей тому, что в молитве главное не многословность, а искренность. Молитва «Отче Наш» как идеальный образец подаренный Господом человечеству - лучшее тому подтверждение. Её прочтение три раза в день уже говорит об исполнении первого молитвенного правила, о котором сказано в книге «Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам», являющейся древнейшим памятником христианской письменности катехизического характера.

К тому же существует ещё и Иисусова молитва, которую можно совершать мысленно - даже выполняя несложную физическую работу.

Есть и совсем простая молитва, состоящая всего из двух слов - «Господи помилуй». Произнося её, мы возносим к Отцу Небесному свой ум и сердце.

Но всё же молитвенные правила разработаны вовсе не для того, чтобы как-то обременить нас, а чтобы сделать более совершенными через их исполнение. Поэтому исключить полностью каноны и акафисты из жизни - значит обкрадывать самого себя.

- Отец Лев, меня давно интересует следующий вопрос. Мусульмане, буддисты и другие люди, исповедующие разные религии, не признают Христа как Бога либо вообще отрицают исторический факт его существования. Они не принимают участия в церковных таинствах, не придерживаются Великого поста. Значит ли это, что для них путь в рай будет закрыт?

- Я не могу говорить от лица Господа. Только Ему ведомо, кто попадёт в рай, а кто - в ад. Но мы, православные верующие, безоговорочно доверяем Слову Божиему, которое говорит нам о Христе как о единственном средстве спасения.

Когда человек умирает - начинается жатва. Наши земные дела, собранные воедино, покажут, какой вечности достоин каждый из нас - и христианин, и не христианин.

- Церковь призывает своих чад к покаянию в Великий пост. Это способствует искоренению грехов человеческих. В то же время мы знаем, что все люди грешны. Грешили даже святые. Получается, покаяние не выбеливает душу до конца?

- Больной алкоголизмом человек может держать себя в руках и не употреблять спиртное, но при этом в его медицинском анамнезе продолжает фигурировать диагноз - хронический алкоголизм.

Действительно, все мы грешники. Кто-то живёт в постоянном состоянии греха и не испытывает по этому поводу никакого дискомфорта, а кто-то считает грехи проблемой, которую необходимо решать. Решение проблемы предлагает нам Господь через покаяние, через обращение нашего ума и изменение собственной жизни. И хотя каждый из нас всё равно останется грешником, но те, кто имеет возможность остановиться и останавливается, будут грешниками сражающимися и выздоравливающими.

- Разбойник, который висел на Кресте, не соблюдал постов, но, как известно из Евангелия, грабил и убивал людей. Однако Господь взял его в рай после предсмертного покаяния. Неужели каждый может жить так, как хочет? Главное - не упустить момент и вовремя попросить прощение?

- Я боюсь, что этот момент покаяния невозможно специально подгадать. Можно вообще прожить жизнь, в которой о покаянии не будет и мысли - даже на смертном одре. К сожалению, многие умирают именно в таком состоянии.

Вообще, существует предание, что этот разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. Но я не берусь утверждать, что так оно и было. Возможно, это всего лишь красивая легенда, пытающаяся объяснить, почему Господь принял разбойника в рай. Давайте лучше будем опираться на слова Евангелия, которое рассказывает нам о человеке, поражённом перед смертью молитвой Христа о Своих распинателях. Заметьте, он не торгуется со Спасителем, не требует вечного блаженства, осознавая, сколько зла на земле принёс многим людям. Разбойник всего лишь просит помянуть его в Царствии Небесном, причём, делает это от чистого сердца. И тем удивительней для него самого великодушие Господне, открывающее перед ним, грешником, рай.

Пусть этот обнадёживающий пример станет для нас надеждой на то, что искреннее покаяние, которое невозможно спрогнозировать заранее, может и нам помочь смыть грехи и оказаться в Царствии Небесном. Поэтому кайтесь сейчас, а не ждите для этого подходящие моменты.

- Батюшка, благодарю вас за целый час интереснейшей беседы, за обстоятельные и исчерпывающие ответы, которые, надеюсь, помогут человеку, впервые задумавшемуся о соблюдении Великого поста, принять верное решение. А напоследок расскажите, пожалуйста, как понять, что пост прошёл не зря?

- Я уверен, что пост никогда и ни для кого зря не проходит, потому как Господь любит нас и радуется нашему обращению. А уж если у вас получится за это время избавиться хотя бы от одного закоренелого греха и примириться хотя бы с одним человеком, с которым вы были в плохих отношения, то благо вам. Желаю каждому верующему христианину встретить праздник Светлого Христова Воскресения с чистым и лёгким сердцем, чтобы искренне сказать каждому, кто встретится на пути, «Христос Воскресе!» и услышать в ответ не менее искреннее «Воистину Воскресе!»

Беседовала Наталья Литвинова.

 

Метки к статье: Великий пост