Информация к новости
  • Просмотров: 426
  • Автор: admin
  • Дата: 30-09-2024
30-09-2024

Рубрика: Интервью

 

Иерей Владимир Шалманов: «Для крещения нужно иметь христианское мировоззрение»

иерей Владимир ШалмановКрещение является одним из семи церковных Таинств. Многие наши современники хотят крестить своих детей или стать восприемниками, однако очень смутно представляют, что это такое и для чего необходимо. Поэтому корреспондент «Георгиевского епархиального вестника» побеседовала о Таинстве Крещения с настоятелем храма святителя Николая Чудотворца села Отказного иереем Владимиром Шалмановым.

- Объясните, пожалуйста, зачем человеку надо креститься?

- Вообще вся деятельность Церкви Христовой направлена на решение одной-единственной проблемы. Заключается она в том, что изначально Господь создавал людей для вечной жизни в Раю, но сейчас все мы не живём вечно и в Раю не находимся. Появилась эта проблема в результате одного неправильного поступка Адама и Евы, который принято называть грехопадением. В результате грехопадения первые люди утратили возможность вечной жизни и были удалены Богом из Рая. Соответственно, крещение человека является первым его шагом к вечной жизни в Раю или в Царстве Небесном. По сути, Рай и Царство Небесное - это синонимы, обозначающие такой способ бытия всего, что существует, который в точности соответствует замыслу Бога-Творца.

- Грехопадение состояло в том, что Адам и Ева съели яблоко?

- В Священном Писании говорится, что в Раю среди многих других деревьев Бог насадил два совершенно особенных: «древо жизни» и «древо познания добра и зла». Питаясь плодами первого из них, Адам и Ева не болели, не старели и жили вечно. А вот от второго дерева Бог запретил людям вкушать плоды, ибо это бы привело их к смерти. Грехопадение состояло в том, что Адама и Ева не послушались Бога и нарушили Его запрет, перестали быть верными Ему. А потом ещё и не захотели раскаяться пред Богом в нарушении этого запрета.

Плод «древа познания добра и зла» обычно соотносится с яблоком. Причина этого сокрыта в латинском языке, на котором слова «зло» и «яблоко» пишутся одинаково - «malum». Впрочем, в греческой языческой культуре тоже было хорошо известно яблоко, принёсшее много проблем, - «яблоко раздора». Так что, соотнесение яблока с грехопадением имеет дос-таточно веские основания. Хотя совсем не факт, что именно такой плод вкусили сначала Ева, соблазнённая змеем, а потом и Адам.

- Почему же в Раю, где всё было очень хорошо, росло такое опасное для людей дерево?

- Церковная традиция даёт приблизительно такой ответ. «Древо познания добра и зла» давало Адаму и Еве возможность на деле реализовать свою свободу. Бог - абсолютно свободен, и людей Он создал по Своему образу и подобию. Бог хотел, чтобы люди свободно и осознанно выбирали такой образ своей жизни, который соответствовал замыслу Творца. А выбор возможен только в ситуации, когда есть хотя бы два варианта. Соответственно, если бы в Раю не было дерева с запретными плодами, то у Адама и Евы не было бы и возможности выбирать один из двух возможных вариантов своего поведения. А значит, они не могли бы реализовать дар своей свободы.

Вообще, сами по себе «запретные плоды» не были ядовитыми, в привычном для нас смысле. К смерти - то есть, к утрате бессмертия - человека приводил сам факт нарушения запрета, данного Богом в отношении этих плодов. Более того, существует святоотеческое мнение, что этот запрет был временным, и дан он был по той причине, что человек на тот момент, который описывается в Библии, ещё не дорос до их вкушения. Следуя этой же логике, мы, например, запрещаем нашим маленьким детям пользоваться газовой плитой, но когда они подрастают, этот запрет снимается.

- Что же произошло с людьми после грехопадения?

- Вкусив «запретный плод», Адам и Ева перестали быть такими, какими их изначально задумал Бог. Можно сказать, испортились. Но если в Раю всё должно быть хорошо и в точности соответствовать замыслу Бога-Творца, то становится понятно, почему людям нельзя было остаться там после грехопадения. По этой же причины Вы, например, выносите поломавшийся табурет из своего дома и определяете в другое пространство, более подходящее для его повреждённого состояния. Однако рачительная хозяйка никогда сразу не выбрасывает поломанные вещи, но выносит их в сарай, ибо всё же надеется, что их можно отремонтировать. То, что удастся починить, вновь будет занесено в дом, а всё остальное окончательно и бесповоротно попадёт на свалку.

Мусорная свалка для какой-нибудь поломанной вещи, на мой взгляд, вполне соответствует таким терминам Священного Писания, как «геенна огненная, где горит огонь неугасающий» и «тьма внешняя, где плач и скрежет зубов». Само же принятие решения - в дом или на свалку - соответствует термину «Страшный суд». Существенное отличие человека от табурета заключается лишь в том, что человек имеет личностную свободу, а табурет - нет. Поэтому когда мастер приступает к ремонту табурета, тот не сопротивляется. А человек очень даже может сопротивляться Богу, Который хочет его «починить» и вернуть в Рай.

И ещё одна интересная аналогия. Среди людей есть такие умельцы, которые приходят на свалку и выискивают там разные предметы, которые затем реставрируют. То есть, возвращают их к жизни! В этом примере мне видится некая аналогия тому, как Спаситель, Господь наш Иисус Христос, после Своей смерти сошёл в Ад, чтобы отыскать и вывести оттуда с Собой в Рай всех ветхозаветных праведников.

- В чём состоит испорченность человека после грехопадения?

- Все потомки Адама и Евы рождаются повреждёнными в своей человеческой природе - и по душе, и по телу. Страстными, тленными, смертными. Склонными ко злу. Находящимся в рабской зависимости от греха. В греческом языке слово «грех» имеет значение «промах; не попадание в цель». То есть, все мы в процессе своей жизнедеятельности постоянно промахиваемся мимо той цели, которой является человек, изначально сотворённый Богом. И только Бог может избавить человека от этой повреждённости, наследственной порчи. Так, поломанный табурет не может сам себя ни починить, ни провести диагностику, ни определить инструменты и методики, необходимые для ремонта. Но всё это легко может сделать мастер, который сделал этот табурет.

- Как же грешному человеку опять попасть в Рай?

- Для этого Бог послал в сотворённый Им мир, изменившийся после грехопадения человека, Своего Сына - Спасителя. Тот, не переставая быть Богом, родился от Девы Марии и стал человеком - таким же, как и мы, только не имеющим греха. Мы называем его - Иисус Христос. Для спасения человека Бог должен был войти в падший мир подобно тому, как спасатель МЧС непременно сам должен оказаться в той же самой воде, что и утопающий. При этом спасатель не только не тонет сам, но и спасает утопающего. Только находящемуся в беде человеку нужно слушать спасателя, доверять ему и делать то, что тот говорит. А Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23).

- Что значит - «возьми крест свой»?

- Это значит, что человеку надо принять как обязательное и в течение всей своей жизни, во всех её обстоятельствах, стремиться исполнять всё то, что хочет от него Бог. Этот «крест» тяжёл, потому что человек после грехопадения страдает безбожным эгоцентризмом, - всегда и во всех обстоятельствах на первом месте видит только себя и стремится исполнять только свои собственные желания. Но этот «крест» и спасителен, потому что только с его помощью человек на деле устанавливает и поддерживает нужные отношения с Богом, а также регулирует своё поведение. Это принципиально важно, ибо в Царство Небесное попадают только те, у кого имеются правильные отношения с Богом и кто по характеру своей жизни и внутреннему духовному устроению в достаточной степени соответствует Его замыслу. Я сказал «в достаточной степени», потому что повреждённая в результате грехопадения природа человека далеко не всегда позволяет ему соответствовать на сто процентов. В Евангелии это соответствие обозначается словами «приносить добрый плод».

Фактически, крещение - это возложение «креста», принятие его крещающимся человеком. При этом речь, конечно, идёт не про нательный крестик, который надевают на шею при крещении, а про совокупность важных идей и требований.

- Каковы же эти идеи и требования?

- Уверовать, что есть один-единственный Бог, Троица - Отец, Сын и Святой Дух - Творец и Властелин всего, что существует, в том числе и человека. Принять мысль, что человек должен соответствовать замыслу Творца, то есть, находиться в послушании Ему. Увидеть себя ущербным, согрешающим, несовершенным. Захотеть жить правильно. Найти в себе всё то, что делает человека похожим на Бога. Это - свободная личность, которую Бог призывает любить окружающий мир и творить добро. Это - разум, способный определять, что хорошо, а что плохо для Бога, для ближнего и для себя. Это творческий потенциал, дающий возможность умножать в окружающем мире порядок и гармонию, а не хаос. Это дар словесного общения, позволяющий прославлять Бога-Творца, благодарить Его за свою жизнь и молить Его о спасении. Осознать эти черты образа Божия как некий мощный потенциал, как драгоценное сокровище, которое нельзя просто хранить, но нужно использовать и увеличивать. Начать мало-помалу реализовывать всё это в повседневной жизни. Уклоняться от зла и творить добро. Не прилепляться сердцем ко временным материальным благам. Побольше думать, как угодить Богу. Учиться любить ближнего, делая благо ему, даже если этого не хочется делать. Доверять Богу всегда и во всём. Всё, абсолютно всё, считать приходящим от Него. Принимать все проблемы и трудные жизненные моменты как задания от Бога, которые обязательно нужно выполнить правильно.

- Существует мнение, что крещение даёт человеку некую особую защиту. Так ли это?

- Это очень распространённое, но очень примитивное мнение. Если мы верим в бытие Бога-Творца, то мы верим и в то, что абсолютно всё в нашем мире принадлежит Богу и находится под Его присмотром, покровительством и промыслительным действием. Не напрасно ведь в православном Символе веры Бог назван Вседержителем?! С этой точки зрения и крещёные, и некрещёные люди, мусульмане, буддисты, язычники, добрые и злые, все - Божии. Потому что каждый из них - человек, а человека Отец наш Небесный создал по Своему образу и подобию. Поэтому Бог дорожит абсолютно каждым человеком. Поэтому Он и не хочет смерти грешника, но - чтобы тот покаялся и был жив. Поэтому Он и посылает солнечный свет и дождь, и вообще все Свои блага не только на добрых и праведных, но и на «безблагодатных и злых». Итак, можно смело говорить, что каждый человек находится под защитой Бога.

Другое дело, а находятся ли крещёные люди под более существенной защитой Бога, чем не крещёные? Есть все основания полагать, что особая защита Бога всегда сопряжена с выполнением человеком каких-то особо важных Божиих дел. Причём, выполнять эти дела надо неленостно, с усердием, в срок и без ошибок. Совершенно точно эти задания не состоят в повседневном проживании лёгкой, сытой и безмятежной жизни, которая сводится лишь к потреблению благ и получению удовольствий. А ведь именно это обычно скрывается за желанием людей получить от Бога особую защиту!

Те же, кто хочет поработать для Бога, о защите особо не задумываются. В Церкви есть целый сонм мучеников, которые, исповедуя веру в Единого Истинного Бога, раздали всё своё имущество, претерпели тюремное заключение и ужасные пытки, и в результате были убиты. Но мы не дерзаем даже подумать, что всё это с ними произошло из-за недостаточной Божественной защиты. Ибо цель крещения - вовсе не получение защиты от всех бедствий века сего.

- Может ли не крещёный человек попасть в Рай?

- Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). В церковном сознании рождение от воды и Духа однозначно соотносится с личным участием человека в Таинстве Крещения. Поэтому Церковь утверждает, что не крещёный человек в Рай попасть не может.

Это, кстати, является одной из причин крещения людей во младенческом возрасте, хотя младенцы ещё не способны верить и исповедовать Бога. Сейчас крещение совсем ещё маленьких детей воспринимается лишь как добрая христианская традиция, но в древности их крестили по причине высокой младенческой смертности. Чтобы не умерли не крещёными, ибо таковые не могут войти в Царство Небесное. Поэтому церковные правила предписывают незамедлительно крестить новорожденного младенца, если есть угроза его смерти. Остальных младенцев крестят, когда они уже достаточно окрепнут, а также пройдут 40 дней послеродового очищения у его матери, чтобы та могла прийти со своим младенцем в храм.

А вообще-то, все ветхозаветные праведники, которые жили и умерли до Рождества Христова, попали в Рай без личного участия в Таинстве Крещения, которое появилось только в Новозаветной Церкви. Кроме них, в церковных святцах есть и такие мученики, которые пострадали за своё исповедание Бога-Троицы и Христа Спасителя, но не были крещены в Таинстве Крещения. Например, некий темничный страж, поражённый стойкостью христианина при перенесении им пыток, тоже объявлял себя христианином и тут же подвергался таким же пыткам, во время которых умирал. И его считали крещёным в собственной крови и тоже причисляли к лику святых.

Наконец, следует сказать, что участие человека в Таинстве Крещения является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для попадания его в Рай. Потому что крещение - это заключение союза человека с Богом со стороны человека. А человек - существо падшее, поэтому может этот союз если не расторгнуть вообще, то, как минимум, сделать ничтожным - как бы не существующим. Так бывает, когда человека крестят во младенчестве, а он об этом факте своей биографии либо не знает, либо не придаёт ему необходимого значения. Но если человеку в этой жизни не нужны ни Бог, ни Рай, то и в будущей вечной жизни ему они не будут нужны.

- Есть ли разница, в каком возрасте покреститься?

- Креститься можно в любом возрасте, с первого до последнего дня жизни. Однако изначально крещение было предназначено для совершеннолетних людей, которые способны понять суть христианской веры, осознать греховность своей жизни до крещения и иметь возможность по-новому её организовать после крещения. Младенцы к этому принципиально не способны, в силу возраста. Отроки и юноши тоже зависят от образа жизни и мировоззрения своих родителей, которые могут не быть христианскими. Но они хотя бы запомнят, что их крестили. А в старости человек чаще всего уже не может и не хочет ничего менять в своей жизни. Поэтому, на мой взгляд, самый эффективный, так сказать, возраст для крещения - период, когда человек осознанно и деятельно ищет своё место в жизни. Это - молодость, причём не самая ранняя, когда хочется только мир посмотреть, себя испытать да другим показать. По своим личным ощущениям могу сказать, что это возраст около 30 лет, когда человек уже имеет определённый собственный жизненный опыт и может его сопоставить со словами церковной проповеди и с христианским мировоззрением. В этом же возрасте человек обычно уже настолько самостоятелен, что может определять свой образ жизни, руководствуясь исключительно личными предпочтениями. В том числе и религиозными.

До осознанного крещения нужно дорасти как телесно, так и духовно. Нужно, чтобы не родители и не священник, а сам этот человек сказал себе: «Крещение - это важно и спасительно! И это предполагает мою личную ответственность пред Богом за мою жизнь». Вот тогда человек не по каким-то суеверным причинам будет креститься, и не только «страха ради смертного», а ради стремления к Божественной правде и свету, ради обретения непреходящего смысла жизни. Вот таким мне хотелось бы видеть крещение «от воды и Духа».

Однако, судя по моей практике, так обычно не бывает. В лучшем случае, человек, крещёный во младенчестве, вырастает и, познав реальную жизнь во всей её неприглядности, «приходит в себя» - как блудный сын из евангельской притчи - и начинает искать ответы на свои мировоззренческие вопросы в духовной сфере.

- Может ли священник отказаться по каким-то причинам крестить человека?

- Всякое церковное таинство может быть как «во исцеление души и тела», так и «в суд и осуждение». Если мотивы для крещения не имеют никакого отношения к православной вере, то священник имеет право отказать. Некоторые люди пытаются креститься второй раз, потому что им не нравится та жизнь, которой они живут сейчас, а они думают, что Бог после крещения изменит их жизнь. Но мы верим в необходимость одного-единственного крещения «во оставление грехов», причём не Бог должен изменить жизнь человека, а сам этот человек. Иногда хотят креститься, потому что этого требуют знахарки, практикующие снятие сглаза или порчи.

Вообще, надо бы рекомендовать любому человеку, который хочет крестить своих детей или креститься сам, не торопиться. Надо хорошенько разобраться в том учении, которое проповедует Церковь, а потом уже принимать какие-то решения. Христианство - это совсем не то, что думают о нём очень и очень многие наши современники.

- Как подготовиться к таинству крещения?

- Для крещения нужно иметь христианское мировоззрение, то есть, правильный взгляд на мир. Надо принять как факты существование Бога, историю создания мира и человека для вечной жизни в Раю, идею грехопадения и спасения человека. Нужно захотеть того, чем заканчивается православный Символ веры: «воскресения мертвых и жизни будущего века», то есть - попасть в Рай. Хотя бы захотеть правильно жить и увидеть свою цель в праведности и святости. Это, конечно, громко звучит, но ни о чём другом при крещении речь вообще не идёт. Нужно не только захотеть этого, но и уже начать реализовывать на практике: прочитать Евангелие, разобраться в смыслах текстов молитвы «Отче наш» и православного Символа веры. Пересмотреть свою жизнь, раскаяться в каких-то грехах и перестать их делать. Всё это, конечно, относится ко взрослому человеку, который задумывается о своём крещении. В случае же с крещением младенца всё это должны соотнести со своей духовной жизнью его родители и восприемники. К сожалению, многим взрослым нередко всё это бывает совершенно чуждо и не нужно. Они считают, что всё это - «для религиозных фанатиков», а им достаточно одного только факта крещения. Но такое отношение является профанацией религиозных идей, пренебрежением к ним!

- Как правильно выбрать имя при крещении?

- Думаю, в современных условиях это совершенно не важно. Когда-то в древности люди давали детям имена по принципу: «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт». Поэтому христианские имена, которые можно найти в святцах, это не просто благозвучия или красивые сочетания букв. Это иностранные слова - еврейские или греческие, многие из которых обозначают те или иные христианские добродетели, положительные качества человеческой души и тому подобное. Но мы сегодня не задумываемся о значении наших имён. Поэтому в быту они сплошь и рядом используются в ласкательных, уменьшительных или иных формах, которых на языке оригинала никогда не было. Например, вместо греческого имени «Василий», что означает «царский, царственный», родители и другие взрослые постоянно называют ребёнка - Вася, Васенька, Васёк, Васька. Редко какое имя в быту не претерпевает подобных трансформаций. Соответственно, никто и не ожидает положительного влияния таких прозвищ на жизнь.

Некоторые родители называют ребёнка одним именем, а хотят крестить с другим. Причём имя, полученное в Крещении, предполагается вообще не использовать в реальной жизни, а лишь при участии в церковных таинствах, что на практике у таких людей бывает очень редко. Это желание коренится в народных суевериях - чтобы никакой злой человек не мог порчу навести «по имени».

Что сказать на это? Да, традиция давать при крещении новое имя, действительно, имеется в христианстве. Её истоки - в древней рабовладельческой эпохе. Когда господин покупал себе нового раба, он давал ему новое имя. Все христиане - рабы Христовы, «купленные дорогой ценой» - ценой земной жизни, страданий и смерти Сына Божия. Мы принадлежим Ему, поэтому носим на груди знаки с изображением и описанием Того, Кому принадлежим, - нательные крестики. Мы работаем на Него в деле собственного спасения. Поэтому если при крещении даётся новое имя, то именно с ним и надо жить дальше - открыто используя его, а не скрывая.

Также в древности была традиция менять при крещении языческие имена на такие, которые соответствуют званию христианина. Тем не менее, в святцах мы находим имена святых людей, носивших языческие имена: Олимпиада - «воспевающая богов Олимпа», Артемий - «посвящённый Артемиде», и других. Ведь, в конце концов, не имя красит человека, но человек - имя. У православных греков и сегодня есть концепция, которая мне очень нравится: какое дали тебе имя, такое ты и прославляй во святых.

- Какая ответственность лежит на крёстных?

- Мне здесь видится несколько аспектов. Исторически, в первые века, когда христианство было гонимо язычниками, крёстные назывались «спонсорами». Когда какой-нибудь человек из язычников хотел креститься, он искал христианина, объявлял ему о своём желании и получал от него первые назидания в вере. Затем этот христианин, «спонсор», обращал внимание на изменение образа жизни своего нового товарища, - тот переставал ходить в языческие храмы и приносить там жертвы, начинал делать какие-то добрые дела ради Христа и тому подобное. Убедившись, что новообращённый действительно начал вести образ жизни, соответствующий христианину, «спонсор» приводил его в христианскую общину и объявлял: «Вот человек, который хочет стать одним из нас. Я знаю, как он живёт и во что верит, и свидетельствую, что он достоин крещения». После этого пресвитер крестил новообращённого.

Применительно к современной ситуации, в идеале, крёстный - это человек, который хорошо знает священника, а священник хорошо знает крёстного. И когда крёстный - например, воцерковлённая бабушка младенца - ходатайствует о крещении своей новорожденной внучки, у священника не возникает вопросов: «Кто эти люди, как они живут, во что верят и чего хотят на самом деле?» А эти вопросы всегда возникают, если к священнику приходят незнакомые ему люди.

С другой стороны, крёстный для своего крестника является таким же специалистом и авторитетом в вопросах веры, как, например, учительница для школьника - в вопросах русского языка или арифметики. Родители школьника тоже всё это знают, но свои знания ребёнок получает от педагога, а не от родителей. По этой причине крёстный должен быть воцерковлённым и хорошо образованным в вопросах веры. Иначе чему он может научить своего крестника?

- А что могут сделать родители для христианского воспитания своих детей?

- Вообще, младенцев крестят по вере их родителей. По сути это означает, что родители хотят и будут с самого раннего детства приобщать своих детей к тем духовным ценностям, которые значимы и дóроги для них самих. Однако родители могут научить детей только тому, что хорошо знают и хорошо делают сами. Если родители почитают Бога-Троицу, соблюдают посты и отмечают церковные праздники, молятся и причащаются Святых Христовых Таин, то и их дети тоже всё это делают, в меру своего возраста и духовного развития. И так во всём, что касается вопросов веры. Да, нередко бывает, что когда эти дети вырастают, то отходят от Церкви и веры. Но это уже является частью личного духовного пути повзрослевших детей.

К сожалению, сегодня существует множество взрослых людей, которые считают себя христианами, но не имеют даже малейших представлений о Боге, Его Церкви, Заповедях, Евангелии и Таинствах. Они были крещены и не утверждают, что Бога нет, но по сути христианство им не знакомо и даже чуждо. По сути это материалисты, исповедующие ряд суеверий.

- Как же они могут уверовать сами и показать нужный пример своим детям?

- Это проблема, которую нельзя решить только с помощью рассказов о вере в воскресной школе, краткой предкрещальной катехизации или даже более фундаментального религиозного образования. Необходимо некое действие Свыше, призывающая благодать Божия. Дух, зажигающий и поддерживающий в человеке горячее желание быть Христовым - со Христом в Его Церкви. Такое горячее, как в песне «Валенки»: «По морозу босиком к милому ходила...»

- Что же делать таким людям?

- Иметь намерение угождать Богу, и на деле стараться так поступать, насколько это возможно по их силам и знаниям. Жить как можно честнее, чище, правильнее. Знакомиться с христианской культурой. Читать хорошие книги, литературную классику. Избавиться от сквернословия и других очевидных греховных привычек. Умерить свои материальные запросы, касающиеся роскоши, праздности и развлечений. Хотя бы иногда обращаться к Богу в молитве. Например, так: «Господи, вот - я и мои близкие. Спаси и сохрани нас! Да будет воля Твоя на нас, грешных».

- Благодарю за ответы, отец Владимир. Надеюсь, они помогут нашим читателям понять истинный смысл таинства крещения и окажутся полезными тем, кто стоит перед самым главным духовным выбором своей жизни.

Беседовала Наталья Литвинова.

 

Метки к статье: оглашение и катехизация, история, культура, Отказное