О том, кто такие байкеры, каким духом они дышат и куда держат путь по жизни, рассказывает нашему корреспонденту духовник кавминводского отделения мотоклуба «Ночные волки», настоятель храма Архистратига Михаила с. Покойного протоиерей Иоанн Кузнецов.
- Отец Иоанн, публикация в соцсетях информации о недавнем мотопаломничестве «Святыни Кавказа» вызвала неоднозначную реакцию у читателей, в том числе у представителей духовенства. Некоторые из них высказывались: «Не понимаю я смысла этого действа». Как бы Вы объяснили, зачем это нужно?
- Мотопаломничество «Святыни Кавказа» задумывалось как опыт коллективного знакомства мотоциклистов с храмами и монастырями Северного Кавказа. Подобные паломнические поездки на мотоциклах в нашей стране проводятся регулярно. Но, как правило, мотопутешественники, следующие в Грузию, Абхазию и Армению, проезжают по территории Ставропольского края транзитом, упуская возможность познакомиться с его достопримечательностями. А ведь территория современного Ставрополья имеет богатую многовековую историю, уникальную традицию православного благочестия, множество старинных и новых храмов. И очень бы хотелось восполнить этот культурологический пробел в среде мотоциклистов через привлечение их к участию в таких проектах, как «Святыни Кавказа».
Вообще в связи с открытием в нашем крае отделения «НВ КавМинВоды» и назначением духовника совместные экскурсионные и паломнические поездки станут регулярными. Мотопаломничество как разновидность православного паломничества - это совместная молитва, укрепление в вере через общение и знакомство с единоверцами, поклонение святыням, помощь ближним в преодолении тягот путешествия. Таким образом, традиционные формы клубной байкерской жизни наполняются новым душеспасительным содержанием, и у носителей малопонятной субкультуры появляется удобная возможность воцерковления.
- Как вообще и когда у Вас появилась идея духовного окормления байкеров?
- Ко мне обратился президент отделения «НВ КавМинВоды» Александр Шмаков с просьбой осуществлять пастырское духовное окормление православных членов клуба. Решение данного вопроса было оставлено на благоусмотрение правящего архиерея нашей епархии. После получения положительного ответа от епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона я стал «своим» священником в местном мотоклубе.
- И давно Вы общаетесь с ними?
- Все началось со 2 апреля 2016 года, когда в город Будённовск приехали представители Черногорского отделения мотоклуба «Ночные Волки». После общения с ними у меня сформировалось положительное отношение к байкерам. Тем более, что и сам я уже практиковал езду на мотоцикле. Вскоре после этого на территории храма Архистратига Михаила села Покойного состоялось освящение мототехники байкеров Будённовского района.
- А в московской «головной организации» Вы бывали?
- Да, удалось побывать московском байк-центре в день рождения мотоклуба «Ночные волки» - 31 мая. Тогда для меня устроили целую экскурсию по «логову» «Ночных волков». На территории байк-центра находится много необычной техники - автомобилей и мотоциклов. В ангаре, где представлены образцы ретро-техники, постоянно кипит реставрационная работа, а некоторые из этих транспортных средств используются в различных театрализованных зрелищных шоу. Но главной моей целью было знакомство с мотосообществом. В тот день я познакомился с байкерами, приехавшими на праздник из разных стран мира. Представилась возможность пообщаться даже с главным «Ночным волком» - Александром Залдостановым, которого в клубе называют Хирургом.
Суммируя впечатления, полученные от общения с байкерами, могу засвидетельствовать, что эти люди весьма вежливы, доброжелательны, гостеприимны. Особенно меня поразила атмосфера открытости и радушия, царящая в большом многонациональном коллективе мотоклуба. Вечером на собрании отделения «Номад» меня приняли в его состав и вручили так называемые «цвета» - специальные нашивки на одежду, свидетельствующие о членстве в клубе. Уже ночью, после праздничного концерта и шоу с салютом, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, байкеры организованной мотоколонной проехали к Храму Христа Спасителя, где приложились к мощам святителя Николая Чудотворца.
- А их кто-то из православных священников окормляет?
- Священники, состоящие в мотоклубе, осуществляют духовное пастырское окормление своих православных собратьев мотоциклистов. В подразделении «НИ-КА» отделения «Номад», в котором я имею честь состоять, также есть священники из Москвы, Ростова-на-Дону и даже Японии.
- Есть мнение, что дух, обитающий в человеке, творит себе соответствующие внешние формы. Наверное, именно поэтому в традиционном обществе к байкерам сформировалось подозрительное и в целом негативное отношение. Антураж этих всадников на железных конях вынуждает думать, что для них характерны отсутствие культуры как таковой, демонические настроения, пьянство, беспорядочные половые связи и групповые хулиганские выходки. Насколько это мнение соответствует действительности?
- В первую очередь, я бы не стал обо всех байкерах судить огульно. Сообщество байкеров разнородно и разные мотоклубы порой имеют противоположные мировоззренческие позиции. Познакомившись с историей мотоклуба «Ночные волки» и его старейшими членами, я увидел, что этот коллектив за 28-летний срок своего существования постоянно развивался, перерастая все те юношеские болезни, о которых Вы упомянули. Сохраняя внешние признаки байкерского движения - атрибутику, символику, стиль - «Ночные волки» теперь видят в них не демонические знаки, а, наоборот, напоминание о смерти и покаянии, побуждение к духовной борьбе. Думаю, что такой подход исторически оправдан. Ведь и храмы когда-то строили на языческих капищах - чтобы наполнить языческие, явно бесовские праздники новым, христианским смыслом. И ещё одно наблюдение: члены мотоклуба «Ночные волки» не обязаны соглашаться со всеми высказываниями своего руководителя, как это бывает в тоталитарных сектах. Все ключевые решения байкеры принимаются коллегиально на общих собраниях.
- Как бы Вы сформулировали духовные идеалы и стремления известных Вам байкеров?
- Патриотизм, служение народу, стремление к правде и справедливости.
- У кавминводского отделения «Ночных волков» есть какие-то местные особенности, по сравнению с московскими байкерами?
- Из того, что мне удалось заметить: наши байкеры не всегда обладают таким количеством свободного времени, чтобы оставить свои дела и семьи, ради участия в клубных мероприятиях.
- А другие байкерские мотоклубы Ставрополья - «Номад», «Русские мотоциклисты», «Миротворец»? Они по своей сути отличаются от «Ночных волков»?
- Отделение «Номад» всероссийского мотоклуба «Ночные волки», в котором состою я, - это отделение межрегиональное. В отличие от региональных, оно присутствует в разных городах и странах, в том числе на территориях региональных отделений мотоклуба. Структурно оно состоит из двух частей - Российской и Европейской. Особое место занимает подразделение называемое «НИ-КА», куда входит духовенство. Организовано оно специально, чтобы избавить священников от подчинения президентам региональных отделений и мирских забот. Президент и основатель отделения «Номад» - Евгений Строгов, он же председатель Федерации мототуризма России (ФМР). Ответственный за подразделение «НИ-КА» - насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Гурий (Гусев), которое он возглавляет. Одновременно отец Гурий возглавляет Комиссию мотоциклетных паломничеств при ФМР. Основная деятельность - организация мотопаломничеств клуба. На сегодняшний день у «НИ-КИ» налажено взаимодействие с Паломническим центром Московского Патриархата.
Мотоклуб «Русские мотоциклисты» это дружественное к «Ночным волкам» сообщество. Члены этого клуба - потенциальные кандидаты на вступление в мотоклуб «Ночные волки».
О мотоклубе «Миротворец» я впервые узнал в ходе паломничества «Святыни Кавказа», когда посещал Ставрополь. Знаю, что духовно окормляет этот мотоклуб протоиерей Александр Гомзяк, секретарь Ставропольской епархии.
- К чему в итоге этих людей должна привести Ваша деятельность?
- Моя деятельность среди байкеров - это своего рода миссионерство. Когда ко мне обратились мотоциклисты с просьбой о духовном пастырском окормлении, я крепко задумался о целесообразности данного шага. Но в итоге всё-таки решился. Потому что деятельность священника не должна ограничиваться стенами храма и проповедовать о Христе мы призваны на всяком месте, каждому человеку - тем более, желающему услышать евангельское слово Истины. Поэтому стремлюсь показать байкерам путь ко спасению в Иисусе Христе, научить их основам христианской жизни. И чтобы не быть голословным, вместе с ними преодолеваю тяготы этого пути, не изменяя при этом своему основному священническому призванию.
- Ваши планы на ближайшее будущее? Какие ожидаются поездки, другие мероприятия?
- Первым делом необходимо ближе познакомиться и создать доверительные отношения со всеми байкерами «НВ КавМинВоды». Наиболее удобным способом для сплочения коллектива, по моему мнению, являются совместные поездки и мероприятия. Опыт недавнего мотопаломничества «Святыни Кавказа» подтверждает это. Кстати, в связи с неблагоприятными погодными условиями мы тогда не смогли посетить храмы и монастыри Северной Осетии. Надеюсь, что в ближайшее время удастся это сделать.
Конечно же члены местного отделения будут принимать участие в клубных мероприятиях, которые регулярно проводятся в России и за рубежом. Например, 18-19 августа в Севастополе пройдет байк-шоу «Русский реактор», и делегация наших байкеров будет в нем участвовать.
В плане духовного окормления мне бы хотелось привлечь братьев-байкеров к полноценной церковной жизни, чтобы они осмысленно участвовали в богослужениях и приступали ко Святым Христовым Тайнам. Но форсировать этот процесс нельзя, так как может получиться обратный эффект, да и пословица есть: «Невольник - не богомольник». Считаю, что в деле духовного просвещения необходимы вера, молитва и терпеливый труд, и тогда Сам Отец наш Небесный только Ему ведомыми путями приведёт своих чад ко спасению.
- Спасибо за интересный рассказ!
Вопросы задавал иерей Владимир Шалманов.
Использованы фотографии пресс-службы Ставропольской епархии.
Метки к статье: миссионерство, Покойное